Новые вызовы в строительной отрасли России требуют адекватного развития инженерных изысканий. Вспомним нацпроекты и программы, которые предусматривают капремонт, реконструкцию и строительство сотен километров автодорог всех уровней и сопутствующей инфраструктуры, а также аэропортов и объектов морского транспорта. Проблемой является то, что в последние годы наблюдается увеличение инвестиций в строительные проекты при снижении затрат на инженерные изыскания и проектирование.
Объекты транспортной инфраструктуры всегда были требовательны к качеству строительства и в то же время уязвимы по отношению к стихийным бедствиям и другим рискам техногенного и природного происхождения. Источником опасности могут стать как ошибки в расчетах, непроверенная технология строительства, так и природные опасности – оползни, пучение, оседание и т. п. Бывают и уникальные риски, связанные с конкретными геологическими формациями или структурами, такими как карстовые воронки, выемки в грунтах, глинистый заполнитель между пластами горных пород и др. Исключить или хотя бы свести к минимуму такие риски может только комплексное и правильное проведение инженерно–изыскательских работ. Пока отрасль испытывает целый ряд проблем, которые накапливались за последние годы и требуют скорейшего решения.

Уроки истории

Последние десятилетия в России продолжается снижение доли проектно–изыскательских работ (ПИР) в общем объеме финансирования строительства. К примеру, в Советском Союзе объем финансирования всего комплекса ПИР составлял порядка 8% от общего объема инвестиций в строительный проект. На сегодняшний день эта цифра упала до 3,5%, а изыскания внутри этого объема занимают вообще мизерные 5%. Для сравнения: в развитых странах на ПИР уходит до 15% стоимости проекта. При этом в России наблюдается явный дисбаланс между правами изыскателей и проектировщиков с одной стороны и объемами их правовой ответственности – с другой. Так, по сравнению с другими участниками процесса реализации строительных проектов (технические заказчики, органы надзора и экспертизы, поставщики строительных материалов, строители) у изыскателей и проектировщиков самый минимальный объем прав и максимальная правовая ответственность.
«В России на изыскания заложено непозволительно мало времени и финансирования, – высказал свое мнение заместитель генерального директора по специализированным бетонным работам ООО «РСК» Алексей Михеев. – Если за рубежом процесс проектирования и изысканий длится три года, а строители за год строят объект, то у нас наоборот. На ПИР выделяются кратчайшие сроки, и при этом упускают из виду ряд важных разделов проектирования, таких как гидрогеология и другие. Я считаю, что необходимо, например, в обязательном порядке проводить геотехнический мониторинг состояния грунтовых вод для того, чтобы понимать, как вода мигрирует на протяжении года, чтобы своевременно заложить в проект технические решения, которые позволят эту воду отвести».
Сегодня пришло время пересмотреть важность ПИР и, более того, обратить особое внимание на инженерные изыскания. На них, напомним, идет всего 5% финансирования от ПИР, тогда как последствия неправильно или неполноценно выполненных изысканий могут быть катастрофичны и для объекта строительства, и для людей. Необходимо изменить соотношение между изыскательскими и проектными работами хотя бы до 15–85% соответственно, считает генеральный директор ГК «ПЕТРОМОДЕЛИНГ» Алексей Бершов. В идеале масштабные инфраструктурные объекты, в том числе в транспортной сфере (а это не только дороги, но и мосты и другие сложные искусственные сооружения), могут потребовать соотношения 25–75%. А на отдельных участках, там где господствуют геологически опасные процессы, они вообще могут перевернуть с ног на голову это процентное соотношение.

Системная ошибка

Несмотря на четкое деление в Градостроительном кодексе РФ на результаты инженерных изысканий (исходные данные) и проектные работы с точки зрения видов деятельности, государство не разделяет изыскания и проектирование, относя их в целом к одному виду деятельности – ПИР. Это системная ошибка, которая не позволяет развиваться отрасли изысканий. Так, по данным Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), сегодня в России 17,2 тыс. компаний имеют разрешения саморегулируемых организаций (СРО) на изыскательскую деятельность. В Национальном реестре специалистов НОПРИЗ состоят 54,4 тыс. человек, но только 12,6 тыс. из них занимаются исключительно изысканиями, остальные – еще и проектированием.
Согласно данным бизнес–агрегаторов, в структуре участников рынка изысканий в России к крупным относятся всего 5–10 компаний, к средним и малым – до 75, а подавляющее большинство – это микропредприятия с выручкой до 40 млн руб. в год. Эксперты рынка отдельно подчеркивают, что примерно от трети до половины объема изысканий выполняется силами крупных и средних проектных институтов в рамках комплексных проектно–изыскательских работ, что составляет 10–15 млрд руб. в год. В целом полный объем рынка изысканий может быть оценен в 40–50 млрд руб., что предположительно составляет до 5–7% от проектных работ. Отрасль инженерных изысканий сильно недооценена в сравнении с проектной, делают вывод аналитики. Это, кстати, выражается и в потере конкурентоспособности зарплат: в среднем зарплаты в изысканиях в два раза ниже, чем в отрасли проектирования.
Все это приводит к тому, что сейчас отмечается острая нехватка кадров в профессии, в частности, инженеров–геологов, геодезистов, экологов, специалистов по гидрометеорологическим изысканиям и др. Общее мнение экспертов отрасли сводится к тому, что в структуре Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в самое ближайшее время необходимо выделить отдельную группу 71.3 – «Инженерные изыскания в строительстве» с подгруппами 71.3.1–71.3.5 по видам инженерных изысканий в строительстве. Только в этом случае можно говорить о более или менее точных оценках инженерных изысканий отрасли и планировании ее деятельности, считает Алексей Бершов.

Финансовое обеспечение

«В идеале все должно идти от изысканий к проектированию. В реальности все наоборот: от проектирования – к изысканию. А раз так, то и выручка в изысканиях меньше», – объяснил Алексей Бершов. Он озвучил мнение профессионального сообщества, что действующая система финансирования инженерных изысканий требует пересмотра и должна учитывать их значимость для всех этапов жизненного цикла строительных объектов. Очевидными шагами видятся доработка и выпуск нового сборника базовых цен на инженерные изыскания с учетом современных технологий и реалий. Обновление процентных соотношений с проектными и строительными работами вместе с изменением единичных стоимостей инженерных изысканий могут повысить уровень заработной платы в отрасли изысканий и сделают ее более конкурентной.
Интересно, что с точки зрения регулятора инженерные изыскания относятся не к отрасли производства, а к отрасли услуг, что категорически неверно.
«Да, в результате своей работы мы выдаем машиночитаемые отчеты (результаты изысканий – Прим. авт.), – сказал Алексей Бершов. – Однако чтобы получить эти данные, изыскателям необходимо задействовать массированное производство в разных отраслях. Мы работаем со станками и геофизическим оборудованием, используем летательные аппараты, в том числе малые. Достаточно представить отбор проб и их транспортировку и исследования в лаборатории. Это именно производство, а не услуга». Он заявил от лица отрасли, что сейчас необходимо изменить подход и перенести изыскания из области услуг в производственную сферу. Это позволит открыть доступ к дешевым кредитным линиям под 2% годовых (как для производственников). Пока же изыскателям остается только мечтать об инвестициях в развитие своей материальной базы и вообще бизнеса.
Есть еще один настораживающий нюанс. Из–за всех этих перекосов в части финансирования отрасли сегодня 20,4 тыс. специалистов в области изысканий сосредоточены в четырех регионах: Москве, Санкт–Петербурге, Московской области и Краснодарском крае. В то же время в Дальневосточном федеральном округе их всего 2,1 тыс. В таких условиях инфраструктурное освоение Дальнего Востока представляется проблематичным и упрется в отсутствие кадров, предупреждают эксперты. «Несколько лет назад нашей компании потребовалось найти хорошую грунтоведческую лабораторию на Дальнем Востоке, но нам этого сделать не удалось. В результате было решено перевезти часть оборудования из Москвы во Владивосток», – рассказал Алексей Бершов.
Он призвал всех представителей бизнес–сообщества рассмотреть возможность движения на Восток. Там очень мало инженерных компаний, и без помощи коллег по цеху из Москвы, Московской области, Санкт–Петербурга и Краснодарского края они рискуют не справиться с задачами, поставленными регулятором, добавил он.

Повысить статус

Заместитель генерального директора по реализации крупных градостроительных проектов АО «Мосинжпроект» Андрей Антипов перечисляет еще несколько проблем, характеризующих состояние отрасли. В частности, выше уже была отсылка к советскому периоду истории страны: как показало время, многие подходы были отработаны лучше, чем сейчас. Например, успешно применялась практика предварительных изысканий на предпроектных этапах. Такие работы позволяли выдать предварительное заключение о возможности использования конкретной территории под тот или иной объект. На основании этого проектировщик имел возможность подготовить техническое задание на уточнение данных инженерных изысканий. И уже на основании результатов уточненных инженерных изысканий разрабатывался проект. Сегодня такой подход встречается крайне редко. Изыскания на предпроектном этапе заказываются и выполняются в полном объеме только в том случае, когда крупный частный инвестор понимает все возможные последствия реализации своего проекта.
Еще одна проблема – несовершенство действующей нормативной базы в отрасли инженерных изысканий. На сегодняшний день изыскательские предприятия применяют в своей работе беспилотники, лазерное сканирование и многие другие современные технологии, которые существенно помогают в работе, но не отражены в нормативно–технической документации. Поэтому они применяются на практике, но результаты таких работ не воспринимаются экспертизой в качестве основы для проектных решений. Необходимо активизировать работу по модернизации нормативно–технической базы в этом сегменте.
Следующая проблема – необходимость пересмотра организации контроля за проведением изыскательских работ. Причем эта проблема касается всех участников процесса, и главное – заказчика. Дело в том, что сейчас полевой контроль (супервайзинг) могут обеспечить на своих объектах опять же только крупные частные компании. В этом случае у экспертизы не возникает вопросов относительно полноты выполнения работ и достоверности результатов. В то же время госзаказчик не может организовать такой контроль – это удорожает проект. При этом есть недобросовестные участники рынка, готовые недорого и, главное, в сжатые сроки (как почти всегда требуется в договоре) предоставить все необходимые документы по итогам «исследований». Дело в том, что все эти результаты будут взяты с потолка, потому что никаких работ не проводится или они проводятся частично, а данные эмулируются. Зачастую выполнить все работы в установленные договором сроки просто физически нереально, тем более если расценки минимальны, а на конкурсах и тендерах побеждает тот, кто меньше предложит.
Противодействовать всем этим тенденциям, по мнению Андрея Антипова, необходимо путем повышения статуса инженерных изысканий и всего комплекса проектно–изыскательских работ. Делать это необходимо в контексте перехода на управление всем жизненным циклом объекта капитального строительства. Лучшие мировые практики показали, что незначительное увеличение времени и затрат на начальное обдумывание планирования и реализации проекта на этапе выполнения проектно–изыскательских работ позволяет достичь существенной экономии затрат в течение всего времени существования и эксплуатации объекта в течение десятилетий. Очевидно, что настало время реализовать этот подход и в России.

Что может помочь?

Развитие отрасли инженерных изысканий требует системного подхода, включая финансовое, нормативное, материально–техническое, научно–техническое, а также кадровое обеспечение. Важнейшей задачей остается подготовка изыскателей в специализированных высших учебных заведениях соответствующего профиля – геодезического, геологического, гидрометеорологического и экологического. Особенно это касается преподавания в строительных вузах инженерной геологии, ведь ни один объект не проектируется без инженерно–геологического обоснования.
Необходимо развитие стратегии и тактики инженерных изысканий на основе их комплексного обеспечения. Одним из предложений является создание региональных Центров координации инженерных изысканий для строительства с экспертно–консультационными отделами при участии ведущих ученых и практиков в этой области. Также профессиональное сообщество предлагает сформировать межведомственный совет или постоянно действующую рабочую группу по развитию инженерных изысканий. Дело в том, что изыскания носят междисциплинарный характер. Сейчас эта деятельность регулируется не одним, а десятком министерств и ведомств. Так, инженерно–геодезические изыскания регулируются Росреестром, инженерно–геологические изыскания находятся в сфере внимания Роснедр, за инженерно–гидрометеорологические изыскания отвечает Росгидромет, а инженерно–экологические изыскания осуществляются в соответствии с теми регулирующими документами, которые готовит Министерство природных ресурсов и экологии. Именно поэтому необходим комплексный подход, который не может быть реализован исключительно с опорой на Градостроительный кодекс РФ.
Добавим, что Комитет по инженерным изысканиям НОПРИЗ с 2023 года начал анализ положения дел в изыскательской сфере деятельности с целью разработки на этой основе дорожной карты развития инженерных изысканий в РФ. Общий подход к разработке этого документа будет состоять в том, чтобы скоординировать план мероприятий, который будет предложен Правительству РФ, с теми программами, которые уже реализуются в смежных отраслях и будут разрабатываться в ближайшем будущем профильными министерствами и регионами РФ в рамках реализации Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. При этом изыскательская программа мероприятий, судя по всему, будет рассчитана на три года.