Для внедрения идей в реальный сектор экономики при ведущих вузах и научных организациях создаются центры трансфера технологий. Проект реализуется Минобрнауки России. На сегодняшний день в стране действует уже 38 таких структурных подразделений. Далее расскажем о новых успешных кейсах их работы.
Автодороги станут прочнее
Тихоокеанский государственный университет разработал и запатентовал новое устройство для укладки дорог. Оно создано для специальных машин, которые укладывают и укрепляют дорожное полотно.
За прочность дороги отвечают геосинтетические материалы (георешетка), которые помогают предотвратить образование трещин, улучшают сцепление и устойчивость полотна к деформациям. Так дороги «служат» дольше и в случае ремонта требуют меньше затрат.
Устройство представляет собой передвижную платформу для хранения и укладки геосинтетических материалов. Из кузова самосвала рабочая смесь доставляется в специальный контейнер, далее происходит укладка и натяжение георешетки. Это повышает мобильность всей конструкции и снижает стоимость работ: теперь смесь не нужно хранить в отдельной емкости и загружать в самосвал при помощи специальной техники.
Разработка решает еще одну проблему: обычно, если полотно уложено неровно, на нем появляются складки, а изменить угол натяжения уже нельзя: остается только проводить процедуру снова. Устройство оснащено электроприводами, которые позволяют скорректировать процесс натяжения решетки из синтетических материалов во время укладки дороги.
При содействии Центра трансфера технологий вуз зарегистрировал патент на изобретение и оформил неисключительную лицензию для заказчика на применение разработки.
Сибирская версия зарубежной технологии
Ученые Сибирского федерального университета провели реинжиниринг плат управления путевых машин РЖД — специального подвижного состава, предназначенного для строения и реконструкции железных дорог.
Специалисты создали новые устройства на основе прежних, доработав и улучшив их характеристики. Раньше платы управления поставлялись из-за рубежа, но в связи с санкциями их приобретение затруднилось. Разработка сибирских ученых решила проблему.
Инженеры выпустили и протестировали 12 опытных образцов для машин серий ЕК. После успешной проверки платы введены в эксплуатацию в составах РЖД.
Центр трансфера технологий СФУ содействовал оформлению интеллектуальной собственности и передаче прав на разработку. Сейчас специалисты работают над реинжинирингом плат других серий.
О центрах трансфера технологий
Центры трансфера технологий вовлекают исследователей в решение технологических задач экономики региона, привлекают заказчиков и партнеров, выявляют в вузах и научных организациях результаты интеллектуальной деятельности ученых. Далее специалисты готовят стратегии их правовой защиты (например, патентование) и работают над сделками по лицензированию и коммерческим научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам.
Напомним, центры создаются Министерством науки и высшего образования РФ в рамках федерального проекта «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» национального проекта «Наука и университеты». Развитие межрегиональной сети центров на базе образовательных и научных организаций утверждено Концепцией технологического развития на период до 2030 года.
В статье используются материалы из источника:
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/79304/