Технология полностью отечественная разработка: российский производитель защитных составов и герметизирующих лент освоил выпуск средств малой механизации в сопровождение собственной продукции. Что это за средства и как они облегчают труд дорожников, «Дорогам России» сообщил заместитель генерального директора «Газпромнефть – Битумные материалы» по научно-техническому развитию Андрей Нечаев.

— Андрей Николаевич, создание средств малой механизации, казалось бы, непрофильное направление для предприятия, которое производит битумные материалы. Почему было принято решение освоить производство техники и с чего вы начали?

— Мы постоянно разрабатываем и совершенствуем битумную продукцию, поэтому задумываемся и о более эффективном ее применении. По мере создания новых материалов — защитно-восстанавливающего состава, цветного защитного состава, жидкой ленты — мы решили, что для максимально комфортной работы с ними потребителю следует предоставлять и специализированные инструменты. Убедившись, что на отечественном рынке такой техники не было, мы ознакомились с опытом зарубежных компаний и приступили к выработке идей.

— Какие механизированные устройства вы разработали?

— Самоходную машину для нанесения жидкой ленты и жидких защитных составов, а также автоматизированный модуль подачи жидкой ленты, которым можно оснастить асфальтоукладчик. Аналогов нашему модулю нет, технология запатентована.

Битумный продукт загружают в емкости этих механизмов, откуда он под давлением подается на холодный стык асфальтобетонного покрытия или обрабатываемую поверхность; при работе с асфальтоукладчика подача происходит непосредственно перед укладкой новой смеси. Жидкие защитные составы наносят с помощью «удочки» с форсункой по технологии безвоздушного распыления. Скорость подачи продуктов настраивается регулировкой давления.

— Механизированные инструменты призваны оптимизировать ручной труд. Как новая техника помогает с этим дорожникам?

— Прежде всего упрощается процесс нанесения составов и жидкой ленты на покрытие: нужно только загрузить материал в бак и запустить устройство. К тому же средства малой механизации особенно полезны, когда не помогает громоздкая техника: например, если нужно уложить состав на пешеходной дорожке метровой ширины

Достоинство новой технологии — в повышении не только культуры, но и производительности труда. Модуль на асфальтоукладчике может работать без дозаправки до трех часов. А самоходную машину для нанесения жидкой ленты обслуживает один человек, и с ее помощью он за час обработает около 700 м кромки покрытия.

— Занимаетесь ли вы разработкой новых устройств для дорожного строительства? 

— Сейчас мы совершенствуем самоходную машину, чтобы запустить в серию ее новое поколение. Для этого мы учли рекомендации нескольких дорожно-строительных компаний. В частности, снизим ее центр тяжести для повышения устойчивости, применим другое шасси для лучшей проходимости, сделаем удобнее и быстрее заправку бака. В дальнейшем улучшим и дизайн машины, чтобы дорожники пользовались техникой с гармоничным внешним видом.

У нас уже есть решения, как оптимизировать технологические процессы по применению других битумных материалов. Например, герметиков и других битумопроизводных для аэродромного хозяйства. Планируем выводить новое оборудование на рынок уже в 2024 году.

Битумные ленты нужны для герметизации холодного шва, образующегося при укладке асфальтобетонной смеси, они защищают покрытие от воды, которая может вызвать появление трещин. Жидкая лента — это битумно-полимерный пастообразный состав с различными модификаторами. В отличие от формованной ленты, его заливают в бак специального оборудования и быстро наносят на кромку: не требуется ни разворачивать рулон, ни прогревать уже уложенный материал. Характеристики жидкого состава позволяют использовать такую ленту во всех дорожно-климатических зонах. Такой состав уже применяли на участках федеральных трасс М-7 «Волга» (в районе Перми), М-11 «Нева» (на обходе Твери) и М-12 «Восток» (в районе деревни Тойси-Паразуси Чувашской Республики). С его помощью дорожники сохраняли целостность технологического шва покрытия и избегали возникновения трещин при его эксплуатации.

В статье используются материалы из источника:

https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/27_11_23/DR_block_06_2023_WEB.pdf