Достигнутые темпы дорожно-транспортного строительства предполагают высокий уровень строительно-монтажных работ, реализацию технических задач и технологических мероприятий в комплексной постановке для разнообразных условий (природно-климатических, инженерно-геологических, техногенных) с вовлечением значительного количества подрядных организаций, в том числе зарубежных. Эти условия обоснованно требуют максимального внимания к качеству всех видов работ, начиная с этапа проведения инженерных изысканий (далее – ИИ), исключают право на ошибку и жестко лимитируют сроки устранения недостатков. Долговечность, надежность и безопасность транспортного сооружения на протяжении всего периода эксплуатации во многом определяются именно на этом этапе, поскольку правильность назначения проектных решений сказывается на качестве, полноте и достоверности материалов, полученных в ходе проведения изыскательских работ.
В дорожно-транспортном строительстве одним из известных примеров недоучета инженерногеологической ситуации является автодорожный мостовой переход через реку Дон у Аксая на трассе М-4 «Дон». Здесь с момента строительства (1963 год) неоднократно возникали аварийные ситуации, последняя произошла в 2010 году. Ликвидация их последствий требовала значительных затрат. Реконструкция этого мостового перехода проведена в период 2010–2014 годов. Подобные примеры являются характерными маркерами необходимости повышения качественного уровня ИИ и доказывают важность методического, скрупулезного контроля на этапе их выполнения. Тем не менее, современное положение дел с контролем ИИ вызывает массу вопросов. Четкой отсылки на контроль качества изысканий в методике нет, что вызывает определенные сложности при осмечивании таких работ. При всем этом нормативная база для проведения работ по контролю качества изысканий в Российской Федерации отсутствует, хотя пункт 4.10 СП 47.13330.2016 предусматривает внешний контроль заказчиком качества выполнения ИИ.
Таким образом, выявлена комплексная проблема, для устранения которой предлагается решение следующих задач:
- устранение терминологических коллизий в нормативных и правовых документах;
- включение в состав методики мероприятий по контролю качества изысканий, что позволит обеспечить бесспорное осмечивание затрат на их проведение;
- подготовка нормативного обоснования по контролю всех видов ИИ.
В ходе контроля ИИ проводится анализ технических заданий на проведение изысканий, проверяются программы работ на соответствие требованиям технических заданий, нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации. По результатам проверки программ работ на выполнение ИИ предоставляются соответствующие выводы. Выполняется контроль полевых и лабораторных работ на соответствие заданию, программе ИИ и требованиям нормативно-технических документов. Для подтверждения достоверности работ, выполненных подрядными изыскательскими организациями, изучаются предоставленные ими фото- и видеофайлы с обязательной проверкой наличия в этих материалах топографической привязки, времени и даты.
Контроль качества полевой части каждого вида изысканий осуществляется на протяжении всего периода их выполнения. Основные положения, контролируемые в ходе выполнения полевых работ:
- проверка технического оснащения подрядчика (наличие поверенных приборов, инструментов, оборудования, лицензионного программного обеспечения);
- проверка наличия разрешительной документации;
- инструментальные контрольные измерения для подтверждения правильности выполнения работ и достоверности полученных результатов (при необходимости).
Контроль качества выполнения лабораторных работ также осуществляется компетентным инспектирующим лицом. Проводится освидетельствование условий хранения образцов, мониторинг процесса исследований (испытаний) и методик их выполнения, визуальный контроль технических помещений лабораторий, оснащенности приборами, оборудованием и средствами измерений, а также наличия разрешительных документов и пр. Контроль качества лабораторных исследований (испытаний) осуществляется в период их выполнения в объеме, определяемом по каждому виду ИИ заданием и программами ИИ. Регистрируется актуальность поверок оборудования и средств измерений на момент испытаний, отмечается наличие актов приемки образцов и ведение лабораторных журналов. По результатам инспекционного контроля оценивается достоверность выполнения лабораторных работ. При выполнении контроля качества отчетов по ИИ проводят их проверку на соответствие заданию, программе работ, действующей нормативно-правовой и технической документации, а также анализ полноты, достоверности и достаточности результатов изысканий для принятия проектных решений. По итогам проверки предоставляется сводная информация, которая свидетельствует о степени соответствия отчетных материалов требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных технических документов в сфере изыскательской деятельности.
Контроль инженерно-геодезических изысканий (далее – ИГДИ) осуществлялся в непрерывном режиме на всех этапах проекта автодороги М-12 Москва – Казань с регулярными выездами представителей ООО «АвтодорИнжиниринг» на трассу. Устанавливались условия проведения геодезических работ, сопровождались работы по созданию плановой съемочной геодезической сети (всего создано 1537 пунктов), в том числе заложено 339 пунктов каркасной сети и 1198 пунктов опорной геодезической сети. Общая протяженность ИГДИ составила более 2100 км на площади, превышающей 42 тыс. га. На стадии проекта подготовки территории проверено 8 программ работ на выполнение ИГДИ, рассмотрено 314 томов отчетной документации, к которым выдано 220 замечаний. На стадии подготовки проектной документации рассмотрено 12 программ работ на выполнение ИГДИ, проанализировано 1111 томов отчетных материалов, выявлено 832 несоответствия.
В составе контроля ИГДИ активно применялись беспилотные летательные аппараты (далее – БПЛА). Использование БПЛА сокращало сроки и повышало эффективность выполнения фотограмметрических работ и аэрофотосъемки. Беспилотные воздушные суда облегчали задачу по созданию цифровых моделей объектов. С их помощью осуществлялось воздушное лазерное сканирование и выполнялась тепловизионная съемка местности. Применение таких технологий положительным образом сказывалось на оперативности принятия решений при контроле качества изысканий для проектирования автодороги М-12 Москва – Казань.
Аэрофотосъемка с применением БПЛА делает возможным оперативное получение ортофотопланов с последующим формированием топографических планов различных масштабов, особенно масштаба 1:500. Анализ контрольных материалов аэрофотосъемки при проверке топографических планов ИГДИ вскрыл множественные несоответствия элементов ситуации и их планово-высотного положения на топографических планах, форм рельефа и дорожной инфраструктуры. Воздушное лазерное сканирование позволяет повысить качество и точность формируемых топографических планов и создавать цифровую модель рельефа участков будущего строительства при минимальных временных затратах, что положительным образом отличается от классических геодезических методов. Эта технология предназначена для сканирования любых участков земной поверхности, в том числе в условиях сложного рельефа, труднодоступной местности, густой лесной растительности, плотной застройки и т. п. Таким образом, воздушное лазерное сканирование в современных условиях незаменимо при формировании модели рельефа линейных протяженных объектов строительства.
Инженерно-экологические изыскания (далее – ИЭИ) выполняются в соответствии с СП 502.1325800.2021. В ходе контроля инженерно-экологических изысканий проверено 10 программ ИЭИ (фактически – 95 редакций программ с учетом замечаний). При контроле ИЭИ решался комплекс задач по:
- маршрутному обследованию территории, сводке описаний ландшафтов, включающей натурные обследования флоры и фауны;
- пробоотбору почвы с поверхностного слоя методом конверта для стандартного набора исследований (санитарно-химических, санитарно-бактериологических, санитарно-паразитологических, токсикологических и гамма-спектрометрических);
- пробоотбору грунта для проведения санитарно-химического и гамма-спектрометрического анализов, вод (поверхностных и грунтовых), донных отложений для лабораторных исследований;
- заложению и описанию почвенных разрезов, а также опробованию почвы из генетических горизонтов для агрохимических исследований.
- не представлены сведения от уполномоченных государственных органов в соответствии с пунктом 8.1.11 СП 47.13330.2016;
- некорректное оформление актов и протоколов лабораторных исследований.
- изучению физических факторов воздействия: уровня шумового загрязнения, вибрации и электромагнитного излучения;
- радиационному обследованию территории (гамма-съемки) и измерению мощности дозы гамма-излучения в контрольных точках;
- забору проб атмосферного воздуха и пр.
Результаты рассмотрения 684 томов отчетных материалов по итогам проведения ИЭИ, предоставленных подрядными организациями, позволили подготовить существенный перечень из 2164 замечаний. Выполнен контроль работ: по определению площадей водосбора, гидрологических – по существующим водотокам, по обследованиям гидротехнических сооружений и т. д. В рамках контроля ИГМИ проверено 10 программ инженерно-гидрометеорологических изысканий (фактически – 34 редакции программ с учетом замечаний), рассмотрено 187 томов отчетной документации. По результатам контроля ИГМИ выявлено 461 замечание. Для подтверждения объемов проверялись фото- и видеоматериалы по видам работ, выполненных подрядными организациями, в обязательном порядке контролировались данные по дате и времени их выполнения, а также обязательное наличие топографической привязки. Примеры замечаний к отчетным материалам: отсутствие вывода о метеорологической изученности участка, не нанесены границы водоохранных зон в соответствии с требованиями СП 482.132580.2020, не указан источник гидрометеорологических данных, используемых при расчетах, приведен неполный перечень гидрометеорологических характеристик в нарушение СП 11-103-97, СП 47.13330.2016, в том числе климатических параметров и др.
В связи с тем, что инженерногеологическая часть изысканий традиционно является наиболее объемной и трудоемкой, интересно рассмотреть ряд цифр, характеризующих контрольные мероприятия по этому направлению применительно к строительству автодороги М-12 на участке Москва – Казань. В процессе контроля и согласования программ инженерно-геологических изысканий (далее – ИГИ) сотрудниками ООО «АвтодорИнжиниринг» проверены 18 программ (всего – более 160 версий документов с учетом замечаний). Подрядными организациями выполнено более 280 тыс. пог. м буровых работ. В ходе контроля буровых работ ООО «АвтодорИнжиниринг» проанализировано более 418 тыс. файлов с фото- и видеоматериалами, представленных подрядными изыскательскими организациями, по 31 354 скважинам; 2563 скважины проконтролированы во время инспекционных выездов.
ООО «Автодор-Инжиниринг» разработало инструкцию, вобравшую в себя требования к фотовидеофиксации при ведении буровых работ. В процессе контроля фото- и видеоматериалов производства работ фиксировались: координаты места бурения, дата проведения буровых работ, вид и номер буровой установки, методика бурения, вид образцов (нарушенной или ненарушенной структуры), правильность маркировки и упаковки отобранных образцов, способы и условия хранения монолитов. Проводилось сопоставление глубины скважины, заявленной в буровом журнале, отмеченной по вешке (или выкладке керна при ее отсутствии), зафиксированной по результатам анализа видеозаписи подъема последнего рейса и в отчете по ИГИ. Пример фотофиксации процесса буровых работ приведен на. Суммарно к буровым скважинам выдано 7620 замечаний. Рассмотрено 3577 томов отчетных материалов по результатам проведения ИГИ. К отчетной документации подготовлено 1899 замечаний.
В рамках контроля ИГИ осуществлялся инспекционный контроль испытательных грунтовых лабораторий: фиксировались условия хранения образцов и методики проведения испытаний. Оценивались технические возможности и оснащенность лабораторий.
Контрольные мероприятия, осуществляемые ООО «Автодор-Инжиниринг» на этапе проведения изысканий применительно к строящейся автодороге М-12 Москва – Казань, позволили накопить действительно уникальный опыт, особая ценность которого заключается в существенном повышении достоверности и качества отчетной информации по результатам изыскательских работ. Практика контроля изысканий, сравнимая по полноте и масштабности работ, в истории строительства отечественных автомобильных дорог отсутствует. Деятельность ООО «Автодор-Инжиниринг» по контролю качества изысканий автомобильной дороги М-12 Москва – Казань продемонстрировала кумулятивный эффект, который инициировал тенденцию кратного снижения недостатков в отчетных материалах по изысканиям. Если в 2020 году, на начальном этапе контроля, объем бракуемых отчетных материалов достигал 70%, то к середине 2021 года количество несоответствий сократилось в среднем до 19%, а на отдельных участках – до 3–4%. По набору замечаний стоит обратить внимание на то, что значительнаяихчастьносилаповторный характер. На протяжении длительного времени фиксировалось формальное отношение подрядных организаций к выявленным недоработкам: установлены факты игнорирования недостатков либо частичного их устранения. Тем не менее позиция Государственной компании «Автодор» в отношении контроля изысканий, практика таких мероприятий и постоянное взаимодействие с организациями – исполнителями изыскательских работ позволили устранить значительный объем замечаний (до 85%) к техническим отчетам до их направления на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Это позволило сократить сроки получения положительного заключения. Полученный позитивный опыт доказывает не только целесообразность, но и необходимость признания контроля качества инженерных изысканий как одного из видов строительного контроля. При этом на повестке дня остаются вопросы ликвидации нормативного вакуума на обоснование таких работ и расценок на них. Интеграция контроля изыскательских работ в систему контрольно-строительной деятельности позволит решить эти проблемы и существенно снизить риск получения некорректных проектных решений.
В статье используются материалы из источника:
https://avtodor-eng.ru/storage/app/media/news-posts/new/autumn%202023/%20Козлов%20Инженерные%20изыскания.pdf