Группа единомышленников под руководством Дениса Фомина и Елены Козловой объединила усилия и углубилась в изучение интерполимерных сплавов. В итоге, родился совершенно новый продукт с интересными свойствами и, достаточно, широкими областями применения. Начали искать, где продукт может принести наибольшую пользу и решили испытать полученный продукт в асфальтобетонной смеси. Результат превзошел ожидания. Так, благодаря почти случайному открытию создали новый продукт, а уже затем нашли ему применение.
Использовать в асфальтобетоне различные добавки, улучшающие его характеристики, придумали не в России – это общемировая практика. По причине отсутствия альтернатив, а также в силу действующей нормативной базы строители дорог не могут уйти от традиционных материалов, но учёные и технологи отрасли, путем исследовательского подхода делают асфальтобетон более крепким и износостойким за счет специальных добавок- модификаторов, составляющих порой доли процента от общей массы смеси, но серьёзно влияющих на конечные характеристики дорожного полотна.
Новая комплексная добавка получила название PROpolymer МА123 и стала одним из сопутствующих инструментов в реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В составе PROpolymer MA123 более 82% полимерных компонентов, остальное – это различные специальные добавки и совместители, которые играют также непосредственную роль в укреплении каркаса готового дорожного полотна. По химическому составу PROpolymer МА123 представляет собой сплав полиолефинов, модифицированных непредельными органическими кислотами, наполненный целлюлозным волокном и содержащий процессинговые и адгезионные добавки. По результатам лабораторных исследований кернов, выбранных с мест тестовых укладок асфальтной смеси выявлено улучшение физико-механических свойств асфальтобетона, улучшены показатели колееобразования, трещиностойкости и пластической деформации. Внешне PROpolymer МА123 представляет собой круглые гранулы серого цвета, вводят модификатор в асфальтосмесительную установку одновременно с минеральными материалами, причем в «гомеопатических», по меркам индустрии, количествах: 2–3 кг на тонну асфальтобетонной смеси, или 0,2–0,3% от общей массы.
Продукт получил положительные заключения после лабораторных испытаний и опытно-промышленных укладок участков городских дорог. Главное – с применением PROpolymer МА123 уже построены участки дорог в регионах РФ. При чем, в разных климатических зонах. Крупнейшие дорожные предприятия России с успехом использовали компаунд при строительстве высоконагруженных участков дорог в Уфе, Санкт-Петербурге, Новгородской области, в Крыму, Татарстане и прочих регионах России. Испытания асфальтобетонных смесей с модификатором в реальных условиях эксплуатации подтвердили его эффективность, показав повышенную прочность, водостойкость и устойчивость покрытия к пластическому колееобразованию. Например, при оценке показателя пластической деформации глубина колеи (чем меньше, тем лучше) оказалась вдвое меньше, чем при использовании смеси с традиционно применяемым в дорожном строительстве полимерно-битумным вяжущим!
В России все чаще обращают внимание на экологические показатели продукции. И мы гордимся тем, что PROpolymer МА123 не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду: в его составе нет компонентов, запрещенных RoHS и REACН. Также за счет прямого ввода модификатора в асфальтосмесительную установку снижается углеродный индекс- экологическая нагрузка на окружающую среду и в целом производство становится менее вредным для работников. Мы можем утверждать, что PROpolymer МА123 лишен недостатков и выгоден как для строителей, так и конечных пользователей дорог.
Уже доказанными преимуществами добавки являются:
- улучшение физико-механических и эксплуатационных свойств асфальто-
- бетона (при замене ПБВ на БНД + PROpolymer МА123): сопротивляемость
- пластическим деформациям, предел прочности при сжатии, сдвигоу-
- стойчивость по сцеплению при сдвиге при +50 ºС, трещиностойкость
- по пределу прочности на растяжение при расколе при 0 ºС
- снижение затрат при производстве
- упрощение технологии производства (в частности, использование
- PROpolymer МА123 позволяет исключить из технологической схемы
- узел приготовления ПБВ и дополнительные емкости с перемешиванием)
- снижение себестоимости асфальтобетона
PROPOLYMER MA-СК: на дорогах от Крыма до Мурманска
К разработке следующего модификатора в 2021 году мы подходили уже осознанно, да ещё и с четким тех заданием. Заказчиком новой добавки стал ведущий производитель асфальтобетона на Северо-Западе России ОАО «АБЗ-1», предъявивший весьма высокие требования к характеристикам нового продукта.
Нам предстояло создать отечественный комплексный модификатор для щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). ЩМА сейчас – наиболее популярное покрытие при строительстве новых дорожных трасс, так как он позволяет эффективно бороться с такими проблемами, как интенсивное разрушение верхнего слоя, пластические деформации, связанные с высокими нагрузками и разрушающим воздействием шипованных шин. Его применение позволяет увеличить срок службы покрытий и межремонтные сроки, как того требуют задачи нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
При всех преимуществах, ЩМА имеет один недостаток, проявляющийся во время промежуточного хранения, перевозки и укладки смеси. Особенностью этого состава является увеличенное содержание битумного вяжущего, которое со временем начинает стекать с поверхности зерен минерального наполнителя, что нарушает однородность смеси. Поэтому дорожники стремятся сделать смесь еще более вязкой, вводя стабилизирующие добавки.
Оптимальным вариантом является комплексная добавка – чтобы сразу ввести в смесь не только стабилизирующие волокна, но и полимерный модификатор. И мы сразу нацелились на поиск именно такого, универсального состава. В ходе НИОКР были разработаны несколько вариантов компаунда с различными видами полимеров в составе, добавленных в разных процентных соотношениях. После длительных тестов и анализов наши технологи, наконец, вывели «золотую пропорцию»: 50% смеси полимеров плюс 50% длинноволоконных целлюлозных волокон.
Результаты испытаний новой добавки, получившей название PROpolymer MA-CK тоже превзошли наши ожидания. Асфальтобетон с добавленным модификатором показал среднюю глубину колеи в три раза меньше, чем без нашего продукта. Поэтому, на продукт быстро обратили внимание дорожники, и в том же 2021 году на карте России появились первые участки дорог, уложенные с применением PROpolymer MA-CK: сначала в Ленинградской области, затем в Москве, Мурманске и Татарстане. В 2022 году географию расширили, на карте дорог, устроенных с применением наших продуктов появились Карелия, Ярославская область, Адыгея. Модификатор отлично зарекомендовал себя во всех климатических зонах страны, эффективно заменив все импортные аналоги. Отечественное производство и отечественное же сырье позволяет предложить на него очень привлекательные цены, поэтому мы рассчитываем, что большая часть дорог в следующем году будет построена на смеси с PROpolymer MA-CK.
Преимущества модификатора Propolymer MA-CK:
• Рекомендуется к использованию в смесях ЩМА для любых конструктивных дорожных асфальтобетонных слоев;
• Может быть применен во всех климатических зонах РФ, работает одновременно как стабилизатор вяжущего икак полимер, поскольку содержит в себе группу добавок расширенного действия;
• Является комплексной технологической добавкой с более эффективными и экономичными показателями, чем стирол-бутадиен-стирольный полимер, применяемый совместно с целлюлозными добавками;
• Повышение устойчивости асфальтобетона к деформациям, снижение абразивного износа, повышение устойчивости к низкотемпературному и усталостному трещинообразованию;
• Снижение себестоимости тонны асфальтобетонной смеси в сравнении с применением ПБВ и стабилизирующих добавок для ЩМА.
Применение модификаторов PROpolymer МА123 и PROpolymer MA-CK соответствует стандартам серии «Дороги автомобильные общего пользования» ГОСТ Р 58406.1- 2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020. Для продуктов разработана, утверждена и согласована необходимая техническая документация: добровольная сертификация по ГОСТ Р, заключение ТК 418, СТО включены в перечень СТО, согласованных ГК «Автодор», ФДА «Росавтодор», подтверждено производство на территории РФ (сертификат СТ-1 ТПП РФ), продукты включены в реестр РННТ (Росдорнии). С ростом компетенций растёт ассортимент.
Выпустив два крайне успешных на рынке продукта и тщательнее изучив тонкости дорожного строительства в России, мы, что называется, вошли во вкус. «ПЛАСТКОР» стал полноценным разработчиком и производителем добавок для асфальтовых смесей, на равных с конкурирующими зарубежными концернами.
В конце 2022 года реализована разработка PROpolymer MБ, который является эволюцией модификатора PROpolymer MA123 и рекомендован к использованию как модификатор битума. Продукт расширяет температурный режим укладочных работ за счет введения в полимерную основу ряда восков. В настоящее время PROpolymer MБ находится в стадии лабораторных и опытно-промышленных испытаний, но уже сейчас понятно, что асфальт с этой добавкой сохранит высокие физико-механические характеристики по таким параметрам как колееобразование, трещиностойкость и пластическая деформация. При этом производить дорожно-строительные работы будет возможно в любой климатической зоне – круглогодично.
В России, как известно, зона вечной мерзлоты занимает 60–65% всей её территории. Специфика укладки дорожного покрытия в условиях высокой разницы температур в летний и зимний период, делает невозможным применение обычных полимерных добавок.
Состав разработанной нами добавки включает в себя компаунд на основе функционального сополимера этилена и непредельных органических кислот. Данный компаунд обеспечивает улучшенную адгезию с агрегатами асфальтной смеси, а правильно подобранные в составе компаунда мономеры обеспечивают широкий интервал фазовых переходов.
Ключевым показателем качества модификатора PROpolymer MA – Арктика является – функциональность в температурном интервале от -60 С° до +80 С°, что позволяет полученному с его использованием асфальтовому покрытию сохранять свои свойства в широком диапазоне температур и при высокой нагрузке.
Курс компании «Пласткор» на импортозамещение и развитие внутри страны остается неизменным. В 2022 году нам удалось сохранить рабочие места, перестроить логистику, полностью заместить импортные компоненты и увеличить объем производства за счёт тесного взаимодействия с институтами поддержки. Совместно с ФРП и Фондом поддержки предпринимательства Ленинградской области мы начали реализацию инвестиционного проекта, получили льготный заем под 1% годовых, а также грантовую поддержку в виде компенсации части процента по коммерческому кредиту.
Программа поддержки субъектов МСП позволила нам приобрести промышленную недвижимость на льготных условиях. Снижение издержек и экономия на привлечении инвестиционных финансов позволяет нам сохранять справедливую цену на модификаторы. Стабильность ценовой политики для партнеров в сфере дорожного строительства – важный фактор.
Исходя из вышеперечисленных реализованных мер поддержки производственных компаний в России, можно сделать вывод, что Родина всегда была, есть и будет готова поддерживать инициативы, направленные на развитие и формирование устойчивой среды для промышленников даже в условиях нестабильной экономической ситуации.
В статье используются материалы из источника:
http://www.dorhoz.ru/news/plastkor-kak-mi-zakatali-innovatsiyu-v-asfalt-i-sdelali-rossiyskie-dorogi-prochnee-bez-dorogih-importnih-dobavok.php