Реализация новых проектов требует синергии региональных властей и отраслевых экспертов, генерирующих компаний и производителей стройматериалов, подрядных и научных организаций, многих других сторон. Эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» координируют их совместную работу для достижения взаимовыгодных результатов требуемого качества.

Создание условий для комплексного вовлечения вторичных ресурсов в  проекты по  развитию дорожной инфраструктуры — одна из приоритетных задач ФАУ «РОСДОРНИИ» при работе с регионами Российской Федерации и подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями.

Согласно статистике, на сегодняшний день в стране накоплено свыше 40 млрд т отходов производства. Потенциально эти крупнотоннажные отходы при соответствующей обработке и подготовке могут быть использованы в дорожном строительстве. Как показывает мировая и советская практика, их применение при строительстве дорог помогает не только снизить потребление природных ресурсов и сократить расходы на транспортировку материалов, но и уменьшить объем утилизации отходов, что способствует улучшению экологической обстановки. Экономический эффект от использования вторсырья может быть достигнут за счет создания новых предприятий по утилизации и производству новой продукции, а также дополнительных рабочих мест в этой отрасли.

Наиболее перспективные для использования в  дорожном строительстве вторичные ресурсы — это вторичный щебень, асфальтогранулят, который образуется в результате ремонтных работ, шлаки металлургических производств и золошлаки, резиновая крошка, вторичный пластик, целлюлозное волокно.

Вторичный щебень может быть применен для отсыпки временных дорог или при устройстве дорог с невысокой нагрузкой, асфальтогранулят — для укрепления обочин, устройства съездов, отсыпки тротуаров, при устройстве местных дорог. Металлургический шлак уже используют как инертный материал для приготовления асфальтобетонных смесей. Золошлаки пилотно применяют как при устройстве насыпей, так и при сооружении дорожного полотна. Резиновую крошку, полученную в результате переработки шин, применяют как вторичное сырье для производства модификаторов асфальтобетона, а также в качестве модификатора битумных вяжущих. Отходы, содержащие битум, например демонтированная плоская мягкая кровля, после технологической обработки подходят для изготовления мастики и битумно-­минеральной массы. Еще один пример успешного применения вторичных ресурсов — использование от ходов целлюлозно-­бумажной промышленности при изготовлении стабилизирующих добавок д ля щебеночно-­мастичного асфальта.

Вовлечение вторичных ресурсов в дорожное строительство — крайне актуальная задача, ее значимость отражена в отраслевых документах, принятых Правительством Российской Федерации в 2022 году. В июне 2022  года вышло постановление о реализации комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, образуемых в  результате сжигания угля, торфа и их смесей в  энергетических целях. В  октябре запущена отраслевая программа «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-­коммунального хозяйства на 2022–2030 годы». А в январе 2023 года Росавтодор утвердил план мероприятий по комплексному системному вовлечению золошлаковых материалов в дорожное строительство.

Вместе с тем в России еще только предстоит создать эффективную систему использования вторичных материальных ресурсов. Под эффективностью здесь понимается не просто сокращение количества образуемых отходов, но максимальное ресурсосбережение, повторное вовлечение в  хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов, их превращение во вторичное сырье для изготовления новой продукции. Для появления такой системы, прежде всего, необходима государственная программная поддержка научных исследований и опытного применения вторичных ресурсов. Также требуется создание механизмов поддержки инновационных технологий. Особое внимание следует обращать на научно-­методическое, технологическое и лабораторное сопровождение пилотных работ: оно будет способствовать наработке профессиональных компетенций.

Системная работа в  рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» и отраслевых государственных программ требует совершенствования законодательства: разграничения понятий «отходы», «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье», принятия соответствующих подзаконных актов и документов по стандартизации. В  числе прочих задач по  организации эффективной работы с ВМР — создание системы мониторинга и анализа данных, разработка и возведение технологической инфраструктуры на промышленных объектах, развитие рынка вторичного сырья и формирование спроса на продукцию из  него, формирование правил регулирования системы обращения с промышленными отходами, научно-­техническое обеспечение всей этой деятельности. Не менее важной задачей, стоящей перед Правительством России, становится поддержка производителей стройматериалов с  долей вторичных ресурсов и дорожных организаций, применяющих такие материалы.

Согласно комплексному плану по утилизации золошлаковых отходов, первые проекты по применению ВМР на  их основе буд у т реализованы более чем в 10 регионах. Контролируя реализацию отраслевых программ, ФАУ «РОСДОРНИИ» взаимодействует с  властями этих субъектов — в их числе Иркутская, Омская и  Новосибирская области, Республика Хакасия, Краснодарский и Приморский край. Институт ведет работу и с региональными дорожными организациями, предприятиями энергетического комплекса, компаниями — производителями стройматериалов с долей вторичных ресурсов, в том числе золошлаков. Ежемесячные рабочие встречи нужны для контроля поступательного выполнения запланированных мероприятий, исключения технологических ошибок, которые могут привести к негативному эффекту для дорожной отрасли, и для решения экологических задач, связанных с утилизацией отходов. Наиболее масштабная работа осуществляется по вопросам использования в дорожном строительстве именно золошлаковых материалов. Проекты с их применением прорабатываются, в частности, во взаимодействии с Сибирской генерирующей компанией (СГК), Территориальной генерирующей компанией № 11 Омской области, а также Северской ТЭЦ, расположенной в Томской области. К настоящему времени пилотные участки трасс с золошлаковыми материалами в составе дорожной одежды действуют в Московской, Иркутской и Омской областях. К реализации в ближайшее время при содействии СГК готовятся проекты на территории Новосибирской области и Красноярского края. 

При этом не  остаются в  стороне другие вторичные ресурсы: резиновая крошка, отходы строительства и сноса, почвогрунты на основе компоста тоже рассматриваются как материалы, подходящие для скорейшего использования в дорожном строительстве. Формируется единая техническая политика в части их применения, совершенствуется нормативно-­техническая и правовая база, готовятся предложения в федеральные органы государственной власти о существующих возможностях их внедрения. Институт готов оказывать методическую поддержку регионам и подрядчикам, внедряющим вторичное сырье в производственный процесс, а также анализировать объемы образования и использования отходов, которые могут быть использованы как ВМР для дорожного строительства. Такое взаимодействие раскрывает потенциал экономики замкнутого цикла для всех ее участников — помогая получить продукт с требуемыми свойствами, удешевить строительство и логистику, очистить окружающую среду, а в перспективе улучшить качество жизни жителей всей нашей страны. 

Координация участников пилотных проектов нужна, чтобы обеспечить совместное решение ключевых вопросов: обоснования экономической эффективности применения вторичных ресурсов, обеспечения стабильности материалов на их основе, разработку требуемой для их производства и внедрения технологической инфраструктуры. Ответы на них должны удовлетворять интересам всех сторон взаимодействия, поэтому искать их приходится именно сообща.

В статье используются материалы из источника:

https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/30_05_23/DR_block_03_2023_WEB.pdf