В России активно используются асфальтобетонные смеси, отвечающие требованиям новых госстандартов, технологии холодной регенерации слоев дорожной одежды и стабилизации грунтов, способствующие уменьшению дефектообразования и увеличению сроков службы дорожных конструкций.
В 2022 году 30 из 35 регионов, которым РОСДОРНИИ оказывал поддержку по вопросам внедрения новых технологий, использовали на объектах дорожного нацпроекта асфальтобетонные смеси, подготовленные с учетом новых госстандартов. Применение новых технологий и материалов регионами — участниками нацпроекта «Безопасные качественные дороги» строго обязательно. Плановым показателем их внедрения является повышение доли объектов, на которых применяются инновации из Реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения,— от 10 % в 2021‑м до 40 % в 2024–2030 годах.
Несколько лет назад в России были увеличены межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия — до 12 лет, а по капитальному ремонту — до 24 лет.
По состоянию на 2022 год протяженность сети федеральных автомобильных дорог общего пользования составила 60,2 тыс. км. При этом в период с 2018 по 2022 год протяженность автодорог, капитально отремонтированных с учетом межремонтного срока 24 года, составила 8,26 тыс. км, это 13,72 % от общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог. Отремонтированных с учетом нового межремонтного срока — 10,2 тыс. км, что составляет 17 % от общей протяженности сети. Добавлю, что за пять лет с целью сохранения отремонтированных покрытий были проведены работы по устройству слоев износа на 17,2 тыс. км сети—это 28,6 % от общей протяженности.
Таким образом, доля протяженности дорог, «живущих» по новым правилам, составляет в совокупности всех видов работ 59,32 %, без учета построенных или реконструированных участков.

Отдельного внимания заслуживает работа РОСДОРНИИ в области строительного контроля, который осуществляют сотрудники 12 ваших региональных подразделений. Специалисты РОСДОРНИИ работают на объектах строительного контроля как глаза и руки заказчика. Наша цель не фиксировать нарушения, а не допускать их. Можно отметить один основной фактор, влияющий почти на всех дорожников страны, — это сезонность работ. Строители стараются выполнить работы как можно быстрее, что, в свою очередь, может приводить к снижению качества. В этом и состоит роль строительного контроля — ежедневное присутствие на объекте и проведение независимых испытаний и исследований, напоминание подрядчику об обязательном достижении соответствующего качества дорожных работ.
Для экспресс-диагностики автомобильных дорог мы используем мобильную лабораторию «Эскандор». Также она позволяет в безостановочном режиме оценивать геометрические параметры, ровность и шероховатость дорожного покрытия, производить георадарное сканирование конструкции. В случае успешного прохождения всех испытаний мы рассчитываем, что лабораторию «Эскандор» можно будет использовать для плановой оценки технического состояния дорог. Для строительства и эксплуатации автомобильных дорог используются материалы, добываемые на российских карьерах и месторождениях. По результатам проведенного РОСДОРНИИ анализа потребностей регионов установлено, что производственные мощности основных строительных ресурсов на 2022–2024 годы превышают объемы их прогнозного потребления. Поэтому мы не усматриваем рисков неисполнения нацпроекта по причине недостаточного объема производства основных строительных ресурсов. Остро стоял вопрос по сухим бетонным смесям и геосинтетическим материалам, однако по данным группам подобраны аналоги производства, произведенные в России или в дружественных странах. РОСДОРНИИ проводит анализ отраслевых потребностей в дорожностроительной технике, учитывая возможности отечественной промышленности, а Федеральным дорожным агентством подготовлен проект плана мероприятий по развитию механизмов импортозамещения в дорожно-строительном комплексе. В рамках сотрудничества с зарубежными странами отраслевые специалисты могут повысить компетенции в таких областях, как геотехническая инженерия, проектирование и строительство искусственных сооружений, применение вторичных ресурсов в дорожном строительстве, экологическая безопасность. В свою очередь, зарубежные партнеры заинтересованы в российских работах по стандартизации, ИТС, о методах неразрушающего контроля дорожных одежд, способах обеспечения безопасности движения пешеходов.
Перспективным направлением взаимодействия видим сферу продления срока службы дорожных одежд. Например, особым вниманием зарубежных коллег сегодня пользуется разработанный нами симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС», который позволяет получить данные о работоспособности дорожных одежд в течение короткого срока при имитации реальных условий эксплуатации дороги. Не менее актуальны разработки института в области ИТС и цифровых решений, образовательные мероприятия по повышению квалификации отраслевых специалистов стран СНГ по актуальным вопросам дорожного хозяйства и применению новых технологий.
В статье используются материалы из источника:
https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/03_03_23/DR_01_2023.pdf