Каждый год на территории ХМАО-Югры, на которой находятся 70 % всех нефтяных скважин России, образуется около 5 миллионов кубических метров техногенного отхода — бурового шлама, который, имея в своем составе загрязняющие вещества, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Ученые Пермского Политеха разработали и запатентовали новый дорожно-строительный материал — асфальтобетон, в состав которого входит буровой шлам, который полностью замещает традиционно используемый минеральный порошок. Технология понизит стоимость производства асфальтобетона, а значит и дорожного строительства в целом.

Исследование опубликовано в журнале «Scientific developments».

Технология выполнена в рамках Программы академического стратегического лидерства «Приоритет-2030».

Для проведения экспериментальных лабораторных исследований политехниками были отобраны четыре образца буровых шламов с месторождений Западной и Восточной Сибири.

— Согласно изобретению, для производства дорожно-строительного материала не требуется изменять технологию его приготовления на асфальтобетонном предприятии. Смесь готовят следующим образом: предварительно высушенный буровой шлам для распределения в составе асфальтобетонной смеси тщательно перемешивают с минеральными материалами - природным песком, щебнем, после чего смесь нагревают до температуры 165-175 градусов. После чего в смесь вводят битум и перемешивают в течение 3 минут в мешалке принудительного типа при температуре 150°С, — сообщил аспирант кафедры «Охрана окружающей среды» Антон Власов. 

— Отличительным признаком изготовленного нами асфальта является повышенный коэффициент трещиностойкости и водостойкости, при этом материал соответствует требованиям нормативных документов по эксплуатационным характеристикам и физико-механическим свойствам. Технический результат подтвержден испытаниями на соответствие требованиям ГОСТ9128-2013, — рассказала доктор технических наук, заведующая кафедрой охраны окружающей среды, научный сотрудник лаборатории рационального природопользования и природоподобных технологий ПНИПУ Лариса Рудакова.

По словам специалистов, созданная горячая мелкозернистая асфальтобетонная смесь с добавлением недефицитного техногенного отхода — бурового шлама, используемого в качестве минерального порошка, понизит стоимость асфальтобетона, а также снизит негативное воздействие на окружающую среду от размещения отхода нефтедобывающей промышленности — бурового шлама.

В статье используются материалы из источника:

https://pstu.ru/news/2023/01/13/13633/