Это изобретение расширяет возможности ландшафтных дизайнеров и архитекторов при разработке проектов благоустройства, но главное – помогает сделать дороги безопаснее и сэкономить на освещении участков дорог светлых оттенков. Кроме того, АБЗ-1 собирается наладить производство малошумного асфальта и смесей с различными запахами.
Своими наработками компания поделилась на семинаре для проектировщиков, архитекторов и дизайнеров, посвященном новинкам благоустройства в сфере дорожных покрытий, который прошел в Центре компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды в Петербурге.
Ведущий ландшафтный архитектор бюро MLA+ Гиляна Бадмаева говорила о мировых тенденциях благоустройства и актуальной российской практике: «Необходимо учитывать климат, рельеф, общественное мнение местных жителей и что территория означает для города, какое место она занимает в зеленом каркасе.
При этом нужно сохранять существующее биоразнообразие и минимизировать воздействие на окружающую среду. Например, различными комбинациями растений можно изменить микроклимат на участке, создать тень, ощутимо снизить температуру летом и уровень шума». Но, по ее словам, нельзя забывать о балансе водопроницаемых и непроницаемых покрытий. Где-то необходимы непроницаемые поверхности, такие как асфальт, а где-то они нарушат инфильтрацию и не дадут воде просачиваться в почву. Неочищенная влага попадет в водоемы и реки или же необоснованно увеличит нагрузку на канализацию.
Разработанное в компании бесцветное полимерное вяжущее позволяет выпускать асфальтобетон практически любого цвета. В первую очередь его используют для обозначения участков, требующих особого внимания, – парковок, пешеходных и велодорожек и т. д. Это общемировой тренд – выделенная цветом велодорожка не только эстетична, но и более безопасна.
Но у цветного асфальта есть и другое преимущество – чем светлее оттенок, тем больше света отражает покрытие, а значит, для освещения такого участка требуется меньше светильников. «Разница заметна даже с красным асфальтом, не говоря про светло-серый, белый, бежевый, розовый или желтый.
Такие цвета помогут снизить потребление электроэнергии на освещение и устанавливать меньше опор для светильников. Сейчас мы работаем с проектировщиками, планируем сделать опытные участки, которые бы позволили измерить освещенность во все времена года.
В Европе такой опыт уже есть. Особого ухода покрытие не требует, но, чтобы сохранить яркость, дороги надо регулярно очищать», – отмечает Юлия Романенко, заместитель руководителя научно-исследовательского центра АБЗ-1.
Выпуск цветного асфальта компания уже освоила. Он использовался на многих объектах в Петербурге. А сейчас ведется разработка люминесцентного асфальтобетона, которого в России еще никто не делал. Специальные добавки аккумулируют свет днем и отдают ночью. Все ингредиенты безвредны для экологии в целом и человека в частности, а гарантийный срок службы такого покрытия не отличается от обычного асфальта. По словам Юлии Романенко, сейчас проходят испытания, которые должны в том числе подтвердить, насколько такое покрытие будет эффективно в Петербурге зимой, когда солнца почти нет.
В компании также придумали асфальт, который, пока не остынет, пахнет не битумом, а фруктами или цветами. Такие смеси особенно актуальны, если укладывать дорожное покрытие в летнюю жару, в безветрие или в плотной застройке, например, во дворах или на узких улочках, где запах битума может всерьез досаждать окрестным жителям. Кроме того, асфальт надо доставить к месту укладки, пока он не остыл, поэтому много асфальтобетонных заводов расположено в промзонах в городской черте, к которым жилая застройка подходит все ближе.
Еще одна «зеленая» технология, освоенная компанией, – это малошумный асфальт, в производстве которого используются старые автомобильные покрышки. Юлия Романенко поясняет, что это не просто разрезанная резина, а химически и механически активированный резиновый порошок, полученный из раздробленных утилизированных покрышек. Есть и другие тонкости изготовления такого покрытия. Смесь довольно сложная, и далеко не каждый завод сможет ее произвести. Кроме того, при укладке такой асфальт иначе уплотняется: нужно по-другому выстраивать ряд катков и менять число их проходов.
При правильном подборе типов и марок асфальтобетонных смесей и при соблюдении технологической дисциплины уровень шума реально снизить на 2-6 дБ. Цифра вроде бы не очень большая, но в реальности разница будет очень заметной. При приличной скорости движения автомобилей человек ощущает снижение уровня звука на 2 дБ как общее снижение шума окружающей среды в два раза. Есть несколько пробных участков с таким покрытием, в том числе на ЗСД, при движении на юг у пункта оплаты в районе Благодатной улицы. Тестовые объекты уже отслужили больше гарантийного срока, но технология еще дорабатывается, проводятся наблюдения, и на свободном рынке этот продукт появится в следующем году.
«Холодный» асфальт известен дорожникам многие годы. Его используют для срочного ремонта, особенно в зимнее время, когда асфальтобетонные заводы не работают. «Холодный» асфальт не надо разогревать, но чтобы материал набрал прочность, нужно от одного дня до нескольких суток, что в условиях «ямочного» ремонта, особенно зимой, обеспечить сложно.
АБЗ-1 разработал свой «холодный» асфальт – водоотверждаемый. Он стабилизируется в яме и становится очень прочным уже через 30 минут, при этом «активируется» материал водой.
Его можно использовать при температуре до –10 °С. А чтобы вода не замерзала, в нее можно добавлять, например, спирт – технология изготовления «незамерзайки», хорошо известная советским автомобилистам. «Состав этой смеси – коммерческая тайна. Сейчас мы ее тестируем, проводим испытания на опытных участках, которые успешно пережили одну зиму, и получаем все необходимые сертификаты с тем, чтобы выйти с этим продуктом на рынок весной», – поясняет Юлия Романенко.
В статье используются материалы из источника:
https://nsp.ru/34490-bystrotverdeyushhii-asfalt-dlya-remonta-dorog-abz-1-predstavit-vesnoi-2023-goda