Татарстан — один из регионов Российской Федерации, активно развивающих сеть автодорог. Ежегодно строятся сотни километров новых, ремонтируются, реконструируются и восстанавливаются тысячи километров действующих транспортных магистралей федерального и регионального значения, дорог муниципального и местного пользования. И практически всюду, где ведутся работы по обустройству дорожной сети, используются битумы производства Нефтеперерабатывающего завода АО «ТАИФ-НК». О том, как и когда в Татарстане появилось собственное производство битумов, как оно развивалось, какая продукция и для каких целей им выпускается сегодня, журналист «Реального времени» узнал, побывав на предприятии. 

Активно растущей экономике не обойтись без логистических артерий — многочисленных дорог, трасс и магистралей. Все это тысячекилометровое хозяйство требует постоянного внимания: строительства, расширения, ремонта. И работа — кипит. Только на 2022 год в развитие дорожного сектора РТ планируется инвестировать почти 174 млрд рублей, что, к слову, в 4,6 раза больше, чем в 2021 году.
Большая часть этих средств, 101 млрд рублей, будет направлена на строительство новой высокоскоростной автотрассы М-12 Москва — Казань. И непосредственным участником этих масштабных процессов является входящий в Группу ТАИФ нефтеперерабатывающий комплекс АО «ТАИФ-НК». И речь не только о бензине и дизельном топливе для спецмашин, но и, в гораздо большей степени, о поставках ключевым подрядчикам дорожно-строительных процессов качественного дорожного битума, отвечающего самым строгим требованиям ГОСТ РФ, стандартам стран-участниц Евроазиатского таможенного союза и международным стандартам качества.
Узнать, как производится битум, а если точнее, широкая палитра разнообразных битумов и полимерно-битумных вяжущих (об этом инновационном материале речь пойдет чуть позже), разработанных и выпускаемых для применения под различные задачи и в различных климатических условиях и уровнях нагрузки, журналист «Реального времени» отправился на сам Нефтеперерабатывающий завод АО «ТАИФ-НК».
Если заглянуть в историю, то еще в начале 2000-х годов правительством Республики Татарстан нашему Нефтеперерабатывающему заводу была поставлена задача получить различные марки дорожных и строительных битумов. В 2005 году началось проектирование с поставкой оборудования в 2006-м. И в 2007 году была запущена установка «Битурокс», построенная по австрийской технологии. Первый пункт в производственной цепочке — это сырьевые емкости, в которых происходит подготовка смеси для «Битурокса». В реактор подается, в зависимости от рецептуры, часть гудрона, часть вакуумного газойля. Уже из сырьевой емкости сырьевым насосом смесь подается в реактор. Реактор окисления — сердце производства. Сама технология и проста, и сложна одновременно. Сырье — гудрон (остаточный продукт переработки сырой нефти на установке ЭЛОУ АВТ-7) и вакуумный газойль. Процедура окисления — тоже не так проста, как кажется. Специальные мешалки не оставляют смесь в покое ни на минуту. За счет этого создается большая площадь контакта между кислородом воздуха и окисляемым сырьем. Данная технология, данный реактор, позволяют более тонко регулировать качественные параметры процесса, и, соответственно, это позволяет получать более качественный битум. Нюансов в производстве битумов — немало. Тут и специальный температурный режим, и давление. Ответственность высокая. Все процессы на нашем производстве автоматизированы. 

Клиентоориентированность — одна из основ успешного ведения любого бизнеса в современных условиях. А требования у всех — разные: битумы, что нужны для укладки дорожного полотна или создания кровельного материала в жарких регионах и странах, должны обладать совсем иными свойствами, нежели те, что предназначаются для средней полосы России, с сезонными колебаниями температур в диапазоне более 70 градусов. Там, где большую часть года царят морозы, — уже свои требования. И под каждый запрос на ТАИФ-НК готовы дать свою рецептуру. Или создать нечто новое.
Расширение ассортимента битумной продукции осуществляется в соответствии с требованиями новых ГОСТ с учетом требований наших потребителей, поэтому можно сказать, что инициаторами разработки новых марок битумов у нас являются потребители. Бывают случаи, когда потребителям, а есть и отечественные, и зарубежные, нужен битум со специфическими, отличными от стандартных требований ГОСТ, физико-химическими свойствами. А мы на основании того опыта, что у нас уже есть, проводим лабораторные испытания на базе центральной заводской лаборатории НПЗ ТАИФ-НК, и потом уже, когда убеждаемся в стабильности режимов, которые показывают лабораторные испытания, переносим производство на промышленную установку. Благодаря научному подходу, анализу большого массива накопленных данных, включая углеводородный состав исходных смесей, режимов работы реактора «Битурокс», можно достаточно точно подобрать составы, режимы для производства высококачественного битума в соответствии с самыми современными ГОСТ, в том числе и по методу объемного проектирования Superpave, который сейчас становится очень востребованным в дорожном строительстве.

Контроль над технологией процессов на всех его этапах от поступления сырья и до отгрузки готовой продукции — строжайший. Это — работа центральной заводской лаборатории НПЗ. Отобранные пробы направляются в нашу центральную заводскую лабораторию, где специалисты их анализируют и вбивают показатели в систему. Операторы процессов дистанционно видят результаты и, в зависимости от поступивших данных, принимают решение: как поправить процессы, если это необходимо. 
50 тыс. тонн в год — только на дороги Татарстана
Проектная мощность производства битумов на НПЗ АО «ТАИФ-НК» позволяет выпускать в год более 100 тыс. тонн битумов. Причем под самые разные нужды. Согласно данным, полученным в ответ на запрос в Миндортранс РТ, программа дорожных работ по Татарстану ежегодно охватывает строительством и реконструкцией не менее 50 км, ремонтом и капитальным ремонтом — свыше 300, кроме того, в нормативное состояние каждый год приводится свыше 310 улиц и до 120 км муниципальных дорог, ремонт существующего асфальтобетонного покрытия охватывает еще 150 км. Стоит также учесть 10 км дорог, что приводятся в порядок за счет средств муниципального дорожного фонда. Добавить к этому еще и такие мегастройки, как М-12, строительство БКК — и становится понятно, что битума на такой размах нужно очень и очень много. В 2021-м году, например, общая потребность республики на выполнение полного комплекса работ составила 127 тыс. тонн битума и 8 тыс. тонн полимерно-битумного вяжущего. В 2021 году использовано около 50 тыс. тонн битума, произведенного в Республике Татарстан АО «ТАИФ-НК». В том, что битумы от «ТАИФ-НК» действительно востребованы и очень серьезно, можно легко убедиться, переместившись в зону отгрузки готовой продукции. Огромные кубы-накопители едва успевают заполняться. Под наливной эстакадой постоянное столпотворение: бойлеры-битумовозы сменяют друг друга, подставляя жерла огромных емкостей под толстые трубы дозаторов. Практически весь объем реализации произведенных нами битумов сегодня осуществляется на внутренний рынок. 
Битум сразу отсюда отправляется на строительство дорог. Одна из основных характеристик материала — температура битума, с которой его наливают. Довезти его надо оперативно. При соблюдении технологии только что построенные дороги должны «ходить» по 12 лет, — прокомментировал происходящее директор НПЗ. 

Битум важный, но не единственный компонент, который определяет качество и долговечность дорог. Качественно выполненное дорожное полотно имеет высоту до 1,5 метра со слоями щебня или бетона и асфальтобетона. С использованием битума делаются только верхние 10 сантиметров автодороги. И содержание битума в верхних слоях не превышает в среднем 5% массы. Как видите, битума в дороге не так много, а технология производства дорог сложная. Говорить, что в России проблемы с качеством дорог именно только из-за качества битума, отгружаемого с НПЗ — как минимум некорректно. Битум наносится на щебень и такая тонкая пленка битума в верхнем слое 1,5 метрового «пирога» не может быть полностью ответственной за качество дорог. Дороги постоянно находятся под нагрузками: природными, механическими, вертикальными, горизонтальными. Обычный окисленный битум, стоит признать, не обладает высокими эластичными свойствами. То есть после того, как нагрузка снята, он не принимает первоначальные форму и размеры. А вот использование полимерно-битумных материалов или полимеров в составе битума, позволяет улучшить помимо прочего его эластичность. Иными словами, имеет место упругая деформация. Это позволяет улучшить демпфирующие способности как битума, так и созданного с его применением асфальтобетонного покрытия, что улучшает качество и долговечность самого асфальтобетонного покрытия. Плюс полимеры в составе битумов позволяют улучшить его устойчивость к старению под воздействием температур, ультрафиолета и прочих климатических факторов. А в целом полимеры в составе полимерно-битумного вяжущего увеличивают долговечность как битума, так и асфальтобетонного покрытия в целом.

Производство ПБВ было введено в эксплуатацию на НПЗ АО «ТАИФ-НК» еще в 2015-м году. Располагается участок производства ПБВ рядом с накопительными кубами основного производства битумов. И это легко объяснимо: основа инновационного материала — все тот же окисленный битум. Но туда добавляется еще несколько компонентов, помимо битума: полимер — это бутадиен-стирольные каучуки, а также вакуумный газойль собственного производства, который служит в качестве пластификатора. Одна из первых партий нового полимерно-битумного вяжущего пошла на экспериментальный участок дороги Набережные Челны — Заинск — Альметьевск в Тукаевском районе РТ, недалеко от аэропорта Бегишево. Было это в августе 2016 года. Внедрена австрийско-немецкая технология получения полимерных битумов посредством коллоидной мельницы. Это уже новое поколение битумов, где в рецептуру самого битума включается до 4—5% специальных полимеров. Такие битумы обладают уникальными низкотемпературными свойствами, высокими показателями эластичности — то есть это продукт окисления нефтяных остатков во взаимодействии с полимером, который выпускается на «Нижнекамскнефтехиме». Когда мы начинали эту работу, рассматривались варианты с компонентами от таких известных компаний, как Kraton, LG Chem, затем перешли на применение полимеров от компании СИБУРа — «Воронежсинтезкаучук», и результаты были ничем не хуже импортных, а в последующем, когда «Нижнекамскнефтехим» освоил у себя данное производство, мы все сырьевые компоненты для производства как обыкновенного битума, так и ПБВ, получаем с одной нижнекамской площадки.

Еще больше, еще качественнее, еще более разнообразно по марочному ассортименту: такие задачи ставит перед собой сегодня производство битумов и ПБВ Нефтеперерабатывающего завода АО «ТАИФ-НК». Больше битума — больше хороших дорог, логистических артерий для региона с активно развивающейся экономикой.
 

В статье используются материалы из источника:

https://realnoevremya.ru/articles/259449-pochemu-tak-vazhen-bitum-znakomstvo-s-proizvodstvo-na-ao-taif-nk