Полевые испытания проводятся в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» при поддержке «Автодор-Инжиниринг» для выбора лучшей методики скоростной и высокоавтоматизированной обработки георадарных данных.

В исследовании приняли участие, помимо специалистов ФАУ «РОСДОРНИИ», представители четырех российских производителей георадарного оборудования с различной аппаратурой –Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, компания «Радарные и Сейсмические системы», ООО «НПЦ Геотех» и НПО «Терразонд». Первый этап испытаний состоит из сканирования дорожной конструкции неразрушающим георадиолокационным методом для определения ее строения и возможных дефектов, а также контрольного измерения прочности дорожной одежды с помощью установки динамического нагружения.

Заместитель генерального директора РОСДОРНИИ Александр Каменских отметил, что ученые Института не только являются основоположниками метода использования георадарных обследований для проверки качества автомобильных дорог, но и совершенствуют процесс интерпретации данных, полученных в ходе сканирования.

«Путем георадиолокационного обследования мы получаем большой объем данных, который очень сложно интерпретировать даже в камеральных условиях. Сопоставительные испытания позволят нам обменяться опытом с коллегами из ведущих профильных организаций, сократить срок обработки результатов исследований», – сказал Александр Николаевич.

Участники испытаний просканируют около 50 километров трассы М-12. Интерпретацию результатов проведут разными методами – полуавтоматизированными и с использованием искусственного интеллекта, полученные данные направят дополнительно еще в четыре профильные организации, которые свои программным обеспечением проведут обработку и интерпретацию полученных радарограмм.

«Ищем оптимальное решение для автоматической обработки радарограммы, хотели бы посмотреть, как это делают другие компании. Также будем сравнивать методы интерпретации для определения толщин слоев, местоположения ослабленных зон дорожной конструкции, каких-то неоднородных включений, если они есть», – сообщил начальник управления методов проектирования автомобильных дорог Александр Кулижников.

РОСДОРНИИ задействовал в исследованиях свою передвижную лабораторию, оснащенную шестиканальным георадарным комплексом с частотой антенн до двух тысяч мегагерц, рассказала начальник отдела инновационных технологий в инженерных изысканиях Наталья Пудова:

«Наша лаборатория может ехать в транспортном потоке с достаточно высокой скоростью, абсолютно не мешая другим водителям. Радары сканируют всю ширину полосы движения, глубина обследования автомобильной дороги – примерно до 1,5 метров».

Оборудование «НПЦ Геотех» производит компания «ЛогиС». Научно-производственный центр показал на испытаниях новую разработку – двухканальный антенный блок для георадара «Око-3» в едином корпусе. Двухканальная антенна позволяет проводить исследование дорожной одежды с шагом порядка 15 сантиметров. Такое оборудование можно установить на любой легковой автомобиль с фаркопом.

«Новый антенный блок сочетает в себе частоту две тысячи мегагерц и 700 мегагерц, все в одном корпусе с упрощенной конструкцией, без лишних проводов, очень удобно. Чтобы его использовать, не нужна большая машина. Многие коллеги такого еще не видели», – подчеркнул представитель «НПЦ Геотех» Максим Широбоков.

Представитель научно-производственного объединения «Терразонд» Дмитрий Романов так же продемонстрировал последнюю разработку – антенную решетку с распределенными приемными и передающими высокочастотными антеннами широкого диапазона. Она позволяет проводить зондирование среды с разных ракурсов.

«Это совершенно новая моноблочная антенна, которую можно поднимать на любую высоту. Конструкция состоит из 15 чувствительных антенных элементов. Для сравнения – в лаборатории «Эскандор» их 30. Частотный диапазон широкий, от 500 мегагерц до трех гигагерц», – отметил Дмитрий Романов.

В свою очередь ЗАО «Радарные системы» использовало на испытаниях универсальный двухканальный радар с двумя антеннами. Частота одной составляет 900 мегагерц, второй – 1,5 тысячи мегагерц. Представитель предприятия Алексей Калашников рассказал, что это оборудование проверено временем и выдает высокоточную информацию по слоям дорожной конструкции.

Всеми участника успешно просканирован первый сданный в эксплуатацию контрольный участок автомобильной дороги М-12 протяженностью 22 км в прямом и обратном направлении.

На втором этапе испытаний РОСДОРНИИ проведет IT-соревнования для анализа и апробации различных методов автоматизированной обработки георадарных данных протяженных линейных объектов с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Перечень наиболее эффективных решений направят в профильные строительные ведомства, крупнейшие проектно-изыскательские и дорожно-строительные организации.

По оценке специалистов РОСДОРНИИ, метод георадиолокации является безальтернативным, поскольку позволяет непрерывно исследовать внутреннее строение конструкции дорожной одежды.

Георадиолокационный метод все чаще используется в диагностике, инженерных изысканиях и обследовании автомобильных дорог, а также при контроле качества выполнения дорожно-строительных работ. При этом применяются разные конструкции георадаров, методики проведения работ и различное программное обеспечение.

В статье используются материалы из источника:

https://rosdornii.ru/press-center/news/novosti/rosdornii-provel-eksperimentalnye-sopostavitelnye-georadarnye-obsledovaniya-na-trasse-m-12/