Сегодня Россия в достаточной степени обеспечена битумными мощностями. Битумное производство активно развивается. С 2010 года его общая мощность увеличилась с 12.2 до 14.3 млн тонн в год.
Между тем, еще есть потенциал. По итогам прошлого года битумные мощности в среднем по стране были загружены лишь на 60%. Если посмотреть по федеральным округам, то ситуация в них очень разная. Например, в ЦФО загрузка битумных мощностей составляла 78%. В ПФО она была ниже - 61%, в ЮФО всего 14%. А в ДФО, УФО и СКФО ее не было совсем, там этот показатель составляет 0%.
Еще одним важным показателем является динамика роста мощностей битумных терминалов: с 2010 года они удвоились. В 2010 году терминалы могли вместить 0.7 млн тонн битума, а в 2021-м они смогли принять уже 1.4 млн тонн на единовременное хранение. Такая тенденция гарантирует поставки битумов даже на растущий рынок.
Только в прошлом году в РФ было произведено более 8 млн тонн битумов. По сравнению с 2010 годом рост производства составил 76%. По итогам 2021 года в стране было продано 7.4 млн тонн битумов. Доля экспорта составила чуть менее 10% от общего объёма производства.
В 2021 году 65% производителей увеличили выпуск битумов по сравнению с показателями 2020 года. Среди крупнейших игроков в 2021 увеличили свои показатели: "Газпром нефть" - произвела на 344 тысячи тонн больше, чем в 2020-м году, «Роснефть» - произвела больше на 104 тысячи тонн. Правда, у «Лукойл» объёмы производства, наоборот, понизились на 36 тысяч тонн. Остальные производители в общей массе произвели на 268 тысяч тонн битума больше, чем 2020 году.
ПБВ: динамика рынка
На рынке ПБВ тоже была зафиксирована хорошая динамика. Для сравнения, в 2010 году было произведено 28 тысяч тонн битумно-вяжущих. А по итогам прошлого, 2021-го, года - уже 846 тысяч тонн ПБВ. Следовательно, за последние 10 с лишним лет объём производства ПБВ увеличился в 30 раз! Стоит отметить, что в прошлом году на в данном сегменте рынка появился новый игрок - компания «Лукойл» на своем нижегородском заводе начала выпуск ПБВ.
Рыночная доля реализации ПБВ на внутреннем рынке по итогам прошлого года составила 595 тысяч тонн, из которых 41% рынка заняла «Роснефть», 37% реализовала «Газпром нефть», 3% в первый год работы выпало на долю нового игрока компании «Лукойл» и 19% разошлись между другими производителями данного продукта.
Необходимо добавить, что отечественные ПБВ по итогам прошлого года хорошо себя зарекомендовали и на международном рынке. Объем экспорта составил 251 тысячи тонн или около 30% от произведенного за год количества ПБВ.
В среднем, в объёме общего битумного производства доля ПБВ увеличилась на 1%. С 2010 года доля производства ПБВ увеличилась с 0.6% до 10.4%. Россия в этом плане становится все ближе к среднемировому показателю, который составляет 13%. Для сравнения, в Европе этот показатель равен 19%, в Северной Америке - 18%, на Ближнем Востоке и в Африке - 6%, в странах Азии - 9%.
Банкротств терминалов приведет к дефициту битума
Новая реальность заставляет действовать крайне динамично. Предпосылки и алгоритмы, которые действовали еще вчера, больше определяющими не являются. Строить какие-либо прогнозы по ценообразованию в сегодняшних условиях достаточно сложно. Тем не менее, понимая важность контроля стоимости строительства, участники рынка находятся в постоянном диалоге друг с другом. В частности, 16.03.2022 прошло совещание в Минтрансе РФ по вопросу предотвращения роста цен на дорожный битум на внутреннем рынке. Несколькими днями позже на площадке ФАС РФ вопрос ценообразование битумов также был в фокусе внимания.
Итак, суммарная мощность битумного производства в РФ составляет 14.3 млн тонн. По сути, это чуть больше 1 млн тонн в месяц. При этом в активный дорожный сезон спрос может составлять 1.5, а иногда приближаться к 2 млн тонн в месяц. Выработанная десятилетиями мировая модель рынка представляет собой заполнение битумных терминалов в зимний (низкий) сезон для последующей реализации битума в летний (высокий) сезон. В РФ такая практика стала нормой лишь несколько лет назад. Цена реализации с терминалов учитывает стоимость хранения, рентабельность владельцев, стоимость денежных средств, вложенных операторами терминалов в низкий сезон. Получается, стоимость битума складывается из цены битума, цены хранения и стоимости денег.
Разбалансировка этой модели может привезти к банкротству терминалов, сокращению мощностей хранения и дефициту предложения битума в высокий сезон. В среднем, 95% битума, выпущенного в низкий сезон, используется в высокий.
Пока цены удается сдерживать. Апрельская цена на битум 2022 года сопоставима с ценой ноября прошлого года. Она пребывает в диапазоне от 25 до 27 тысяч рублей за тонну с НДС. Предпосылок к серьезному росту стоимости вроде бы пока нет.
Обсуждая перспективные планы на период до 2032 года, целесообразно сказать о двух сценариях: базовом (позитивном) и альтернативном (негативном). В базовый закладывается реализация транспортной стратегии и национальных проектов по дорожному строительству в полном объёме. По этой оценке, объём производства битумов в РФ к 2032 году превысит 9 млн тонн в год. А мощности для хранения битумов к 2032 году смогут принять 1.8 млн тонн. Т.е., при благоприятном прогнозе к 2032 году объём производства битумов возрастет на 11%, производство ПБВ увеличится на 71%.
При негативном сценарии существенное влияние на отрасль могут оказать новые вызовы: макроэкономические, финансовые, технологические. В этом случае вполне возможно снижение объёмов строительства и производства битумов. По аналогии с ситуациями 2015-2016 годов, когда на протяжении двух лет объёмы производства падали. По этому прогнозу ожидаются отклонения от плановых объёмов дорожного строительства. Они связаны с появлением различных рисков по импортозамещению технологического и промышленного оборудования, материалов и сырьевых компонентов; волатильностью кредитной политики. Правда, как уже не раз наблюдалось, снижение объёмов ремонтов и дорожного строительства всегда приводит к эффекту отложенного спроса. Поэтому на 10-летнем горизонте мы наверняка увидим объёмы производства битумов свыше 9 млн тонн и более 1.5 млн тонн ПБВ в год.
В статье используются материалы из источника:
https://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/56545-bitumnaja-perspektiva-rossijskih-dorog.html