Активное внедрение современных стандартов в дорожном строительстве влечет за собой взрывной рост производства полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). С 2016 по 2021 год спрос на них уже вырос в 3 раза, и в ближайшие годы, по ожиданиям экспертов, потребности дорожников в ПБВ останутся на высоком уровне. Это не случайно – правильное использование ПБВ в составе асфальтобетона, как показывает практика, позволяет до 2-3 раз увеличивать межремонтный срок эксплуатации дорожного полотна.

Наряду с преимуществами, применение ПБВ сопряжено и с рядом сложностей. В частности, «полимеры» чувствительны к длительной транспортировке.  Как правило, при перевозке инновационного материала «горячим наливом» на расстояние свыше 1000 км или в течение более 24 часов начинается расслоение полимера и битумной основы. Использование такого ПБВ отнюдь не дает преимущества перед традиционными, ординарными, битумными материалами.

Универсальное решение вопроса – использование сухого концентрата полимерно-битумных вяжущих. Гранулы модифицирующего компонента вводятся непосредственно в смеситель на асфальтобетонном заводе по линии подачи стабилизирующих добавок. Такой подход снимает все географические ограничения для поставок ПБВ на асфальтобетонные заводы (АБЗ). Кроме того, исключается необходимость в отдельных резервуарах для ПБВ. 

В число поставщиков подобной продукции входит и компания «ЛЛК-Интернешнл» (100% дочернее предприятие ПАО «ЛУКОЙЛ», занимающееся развитием бизнеса смазочных и битумных материалов). При этом из общей массы производителей ее выделяет важная новаторская деталь. В нынешнем году компания усовершенствовала технологию производства концентрата полимерно-битумного вяжущего, решив (наряду с длительной транспортировкой) еще одну актуальную проблему отрасли.

Высокие адгезионные свойства модифицированных битумов помогают им отлично связывать минеральные материалы в составе асфальтобетона, усиливая его прочность и долговечность. В то же время хорошая адгезия концентрированных «полимеров» затрагивает и металлы, а это влияет на эффективность работы АБЗ. Производителям асфальта приходится часто задействовать механический труд, вычищая оборудование от налипших слоев битумных остатков. ЛЛК-Интернешнл обратила внимание на проблему, первой предложив выход – сбалансированную формулу концентрата битумного вяжущего. Компания обновила формулу своего концентрата (ЛУКОЙЛ КПБВ), обеспечив максимальное сцепление вяжущего с каменными материалами и крайне незначительную адгезию с металлами.

ЛУКОЙЛ КПБВ содержит стабилизирующую добавку, в связи с чем приготовление щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей (ЩМА) возможно без использования дополнительных стабилизирующих добавок на основе целлюлозных и минеральных волокон. Оптимальное соотношение концентрата – 0,5-0,8 % в составе ЩМА в зависимости от типа асфальтобетона и нормативных требований к дорожному покрытию. Потребители получают КПБВ в биг-бэгах (мягких контейнерах из полипропиленовой ткани). Фасованный концентрат неприхотлив в хранении, его можно использовать в течение 12 месяцев с момента выпуска, гарантированно не опасаясь ослабления рабочих характеристик КПБВ.

Инновационный концентрат разработал Научно-исследовательский центр* ЛЛК-Интернешнл, расположенный в Нижегородской области. В общей сложности портфель битумных материалов «ЛУКОЙЛ», созданных при участии НИЦ, теперь включает около 50 видов продукции.

*НИЦ ЛЛК-Интернешнл в Кстово – единственный в стране комплекс лабораторий по битумным материалам и асфальтобетонам, расположенный на территории НПЗ (ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез), в непосредственной близости от блока производства битумов. По своему оснащению НИЦ не уступает лучшим мировым профильным R&D-центрам. Центр располагает более, чем 100 видами испытательного оборудования. С их помощью специалисты оценивают свыше 300 различных параметров эффективности битумов и асфальтобетонов. В 2022 году НИЦ получил уникальное для России оборудование – систему хроматографического анализа SAR-AD для определения на молекулярном уровне группового состава товарного битума и сырьевых компонентов.

В статье используются материалы из источника:

https://rcmm.ru/tehnika-i-tehnologii/57151-lukojl-kpbv-innovacija-dlja-dorozhnoj-otrasli.html