К автомобильным дорогам, которые сейчас строятся в России, предъявляются все более жесткие требования по качеству, надежности и долговечности. Выполнить их позволяют современные материалы. В первую очередь, речь идет о полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) — дорожном битуме, свойства которого улучшены с помощью специальных полимерных добавок. Основными преимуществами ПБВ являются более широкий интервал пластичности, более сильная адгезия с минеральными компонентами асфальтобетонной смеси, улучшенные низкотемпературные свойства и снижение колееобразования дорожных покрытий.

ПБВ как современный технологичный материал стоит дороже, однако именно его все чаще используют на дорожных объектах, поскольку заказчики, подрядчики и производители битумных материалов понимают, что современные дороги с высокоинтенсивным движением требуют особых подходов.

В качестве добавок-модификаторов было исследовано и опробовано многое: сера, синтетические волокна, полимеры, резиновая крошка, асфальтиты, воски Фишера-Тропша, даже наноалмазы и фуллерены. В одном случае модификатор улучшал теплостойкость, но ухудшал низкотемпературные характеристики; в другом — понижал вязкость, но увеличивал склонность вяжущего к старению; в третьем — приводил к существенному удорожанию полимерно-битумного вяжущего.

Как показывает практика, для большей части территории нашей страны оптимально модифицировать битум термоэластопластами СБС. Они универсальны и наиболее эффективны в части обеспечения требуемой водои морозостойкости, а также высоких показателей эластичности вяжущего.

— Введен в действие комплекс национальных ГОСТов на методологию объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей, которая является наиболее известной и современной. Этот метод позволяет подбирать составы асфальтобетонных смесей с учетом реологических свойств битумных вяжущих. Цель данного подхода — прогнозирование эксплуатационных качеств и долговечности асфальтобетонных покрытий, исходя из условий их эксплуатации, которое основывается на большом массиве статистических данных и мониторинге. Также он позволяет подобрать более подходящие битумные вяжущие и асфальтобетоны под конкретные условия эксплуатации с учетом транспортных нагрузок и климатических условий региона строительства.

В перспективе эта методология, а следовательно, и битумные вяжущие, в соответствии с требованиями современных стандартов, таких как ГОСТ Р 58400.1-2019, должны получить более широкое распространение. Сейчас темпы прироста составляют около 15% ежегодно. Важно отметить, что все более частое применение полимерно-битумных вяжущих — это итог планомерной и кропотливой работы всего дорожного сообщества, причем как со стороны производителей и потребителей в лице подрядных организаций, так и со стороны заказчиков.

В последние годы в сфере дорожного строительства сделаны серьезные шаги, направленные на импортозамещение, в том числе в сфере полимеров. Соотношение импортных и отечественных модификаторов меняется в сторону отечественных. Производители и поставщики ПБВ внесли огромный вклад как в теоретические разработки, так и в практики применения вяжущих. Производители выпускают разные марки, исходя из потребностей потребителей, что, в свою очередь, зависит от климатических особенностей регионов, где строятся дороги.

Росавтодор ведет совместную работу с производителями битумных материалов по вопросу объемов дорожного строительства. Это позволяет прогнозировать потребность в производстве в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Опыт показал, что битумные вяжущие, производимые на территории России, отличаются высоким качеством, а существующие производства с учетом понимания потребности дорожного сообщества не оставляют сомнения, что спрос будет полностью удовлетворен. В среднем доля стоимости битума в составе асфальтобетонной смеси составляет порядка 25%, а доля стоимости асфальтобетонной смеси — около 17% от стоимости строительно-монтажных работ на объекте. Мы действительно отмечаем рост цен на материалы, но уже принимаются меры по стабилизации работы строительных организаций с учетом рыночных реалий. С этой целью были приняты Постановление Правительства РФ от 9 августа 2021года № 1315 и Приказ Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр. Документы описывают порядок рассмотрения обращений по увеличению стоимости госконтрактов. В соответствии с ними застройщики смогут скорректировать условия контрактов по строительству, реконструкции и капремонту, а также проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

18 февраля 2022 года вышло распоряжение Правительства РФ № 292-р, запускающее механизм компенсации расходов из-за повышения цен и дающее старт выделению финансирования на эти цели. Согласно документу, на объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог, получившие положительное заключение государственной экспертизы, из резервного фонда Правительства РФ в период 2022‒2024 гг. будут направлены денежные средства в объеме 26,9 млрд рублей. На текущий год предусмотрено выделение 8,9 млрд рублей. Что касается битумов, то стоит отметить, что действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены формируются на основании рыночного механизма конкуренции. Отмечу, что совместная работа всего дорожного сообщества позволяет держать ситуацию под контролем и оперативно реагировать на резкие колебания цен.

В статье используются материалы из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads100/100.pdf