Асфальтобетонное покрытие при строительстве автомобильных дорог наиболее востребовано в мире. При соблюдении всех правил оно прослужит долгие годы и выдержит практически любые нагрузки. Можно выделить пять основных ключей к успеху в укладке долговечного асфальтобетонного покрытия:

  • качественное проектирование смеси; правильный подбор толщины слоя асфальтобетонного покрытия относительно номинального максимального размера щебня; 
  • качество подгрунтовки между слоями асфальтобетона; 
  • качество обустройства продольных швов; однородная плотность покрытия.

Качественное проектирование асфальтобетонных покрытий.

На текущий момент существует хорошая нормативная база. На основе американского опыта были разработаны два норматива, вступившие в действие с 1 июня 2019 года:

  • ГОСТ Р 58401.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 58401.2-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования».

На основе европейского опыта были разработаны еще два норматива, действующие с 1 июня 2020 года:

  • ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия»;
  • ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия»

Новые нормативы уже доказали на практике свои преимущества над старой системой проектирования. Нормативная документация также была разработана для таких перспективных технологий, как теплые асфальтобетонные смеси и горячий ресайклинг на заводе. Тем не менее, стоит отметить, что не все даже крупные дорожно-строительные компании внедряют эти технологии. Раньше это можно было списать на отсутствие стандартов, теперь вероятно основная причина – отсутствие желания. Давайте кратко пробежимся по этим технологиям.

Теплые асфальтобетонные смеси (ТАС)

Это общеупотребительный термин, принятый для обозначения различных технологий, позволяющих производить, транспортировать, укладывать и уплотнять асфальтобетонные смеси при более низких температурах, чем обычные горячие асфальтобетонные смеси. Как правило температура выпуска теплых смесей от 100 до 150 °С.

Преимущества ТАС

  • смесь производится при температуре 115-135 °С, тем самым мы предотвращаем испарение легких фракций нефти и окисление битума: его свойства не ухудшаются в процессе производства асфальтобетонной смеси, а, следовательно, продлевается срок службы асфальтобетонного покрытия;
  • если легкие фракции не уходят из битума, мы уменьшаем загрязнение окружающей среды, снижаем выбросы CO2 и VOC, нет дыма и запаха, происходит улучшение условий труда на месте укладки и производства смеси;
  • теплая смесь получается при помощи вспененного битума, который образовывает более толстую пленку вокруг каменных материалов, увеличивая качество обволакивания битума;
  • производство теплых смесей экономит как минимум 10–15% топлива, благодаря снижению температуры нагрева инертных материалов;
  • более медленное остывание смеси позволяет увеличить плечо перевозки (на практике в 2 раза) и производить укладку в холодное время, а, следовательно, расширить дорожный сезон с сохранением качества уплотнения, и соответственно срока службы покрытия;
  • возможность производства качественных смесей с большим процентом асфальтобетонной крошки.
  • использование ТАС позволяет получить лучшее уплотнение, а, следовательно, более долгий срок службы покрытия;
  • смесь более удобоукладываема, что облегчает ее укладку и уплотнение особенно с ЩМА и соответственно увеличивается срок службы покрытия.

Использовать ТАС можно в соответствии с ПНСТ 358- 2019 и ПНСТ 359-2019. На сегодняшний день ведется разработка первой редакции ГОСТа. 

Горячий ресайклинг на заводе

Это добавление регенерированного асфальтобетонного покрытия (РАП) или асфальтогранулята в теплые и горячие асфальтобетонные смеси при производстве на АБЗ. В зависимости от типа завода и его комплектации можно добавлять от 5 до 100% РАП. Естественно, что процент также зависит от того, куда будет укладываться смесь. Стоит отметить, что данную технологию одними из первых начали использовать в Петербурге, как на городском, так и на федеральном уровне. 

Преимущества применения РАП в горячих и теплых асфальтобетонных смесях следующие:

  • возможность повышения сопротивляемости покрытия пластическому колееобразованию из-за более жесткого состаренного битума в РАП: сокращение величины колеи до 3 раз;
  • возможность повышения сопротивляемости покрытия усталостному трещинообразованию из-за меньших прогибов более жесткого покрытия с РАП: увеличение количества циклов нагрузки до разрушения до 5 раз;
  • значительное уменьшение стоимости асфальтобетона, особенно в регионах с большим плечом доставки щебня, песка и битумного вяжущего: при выпуске 100 тыс. т в сезон экономия может достигать 40 млн рублей при добавлении всего 20% РАП;
  • устраняется необходимость утилизации отходов: происходит улучшение экологической обстановки;
  • появляется возможность сохранять невосстанавливаемые природные ресурсы.

Нормативные документы на использование РАП — это ГОСТ Р 59118.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон (RAP). Технические условия» и ГОСТ Р 59118.1-2020 «Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях».

Следует добавить, что набирают популярность и холодные технологии — холодный ресайклинг на месте, холодный ресайклинг на заводе и регенерация на полную глубину. Нормативная документация тоже для этого есть: ПНСТ 306-2018 «Смеси органоминеральные холодные с использованием переработанного асфальтобетона (РАП). Технические условия», ПНСТ 362-2019 «Смеси асфальтобетонные холодные и асфальтобетон. Технические условия».

В статье используется материал из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads100/100.pdf