Специалисты утверждают, что наиболее популярным дорожным покрытием при решении задач увеличения межремонтных сроков как на федеральных трассах, так и на объектах нацпроекта «Безопасные качественные дороги», стал щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Это обусловлено как его прочностными характеристиками, так и необходимостью использования дорожно-строительных материалов согласно нормам ТР ТС 014/2011. К тому же в 2020 году вступил в действие ГОСТ Р 58406.1- 2020, определяющий жесткие требования к щебеночномастичным асфальтобетонным смесям (ЩМАС). 

ЩМА был разработан с целью увеличения срока службы покрытий и специально для борьбы с такими проблемами, как интенсивное разрушение верхнего слоя, пластические деформации вследствие высокой транспортной нагрузки и применения шипованных шин.

Здесь существует, однако, опасность стекания битумного вяжущего с поверхности зерен минерального заполнителя во время промежуточного хранения, перевозки и укладки асфальтобетонной смеси. Для решения этой проблемы в состав ЩМА вводят стабилизирующие добавки, волокна которых увеличивают вязкость мастичной части. При этом важны и другие дополнительно появляющиеся возможности по повышению эксплуатационных характеристик асфальтобетона. 

В мировой практике для единовременного решения нескольких задач в таких случаях часто применяют комплексные модификаторы, которые, однако, для разных условий бывают разные. В российском многообразии всевозможных нюансов, начиная с климатических, поиск максимально универсальных решений стал особенно актуальным с началом реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Именно под его задачи ООО «Прогрессивные полимеры» создало комплексную добавку PROpolymer MA-СК. Заказчиком разработки, предъявляя жесткие требования по собственному стандарту, выступило ОАО «АБЗ-1» — ведущий производитель асфальтобетона на Северо-Западе России.

Было организовано и сравнительное исследование свойств нового продукта. Помимо НИЦ ОАО «АБЗ-1», в этой работе приняла участие Высшая школа промышленно-гражданского и дорожного строительства СПбПУ Петра Великого. С инновационным решением сравнивались два вида известных и серийно выпускаемых модификатора. (Подробнее: см. статью «Оценка влияния комплексных модификаторов на свойства щебеночно-мастичного асфальтобетона», журнал «Дороги. Инновации в строительстве» №89/2020.)

В процессе выбора оптимальной рецептуры PROpolymer MA-СК были рассмотрены несколько вариантов, состоящих из целлюлозных или минеральных волокон, различных видов полимеров, взятых в различных процентных соотношениях. После анализа степени совмещения полимерной матрицы с нефтяным битумом и оценки влияния на показатель стекания целлюлозных или минеральных волокон, оптимальным составом была определена рецептура из композиции, состоящей из 50% смеси полимеров в первичных формах и 50% целлюлозных волокон.

В связи с необходимостью использования дорожностроительных материалов, соответствующих требованиям ТР ТС 014/2011, при ремонте и строительстве автомобильных дорог общего пользования в рамках национального проекта «БКД» целесообразно применять в верхних слоях дорожных покрытий щебеночно-мастичные асфальтобетоны марки ЩМА-16, как наиболее распространенной в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Она для оценки влияния комплексных модификаторов и использовалась по ГОСТ 58406.1-2020.

ЩМА-16, предварительно запроектированные, в необходимых количествах были приготовлены в лабораторных условиях в соответствии с подобранными оптимальными рецептурами. Главным результатом сравнительных испытаний стало то, что по средней глубине колеи ЩМА-16 с PROpolymer MA-CK показал значение в три раза меньше, чем у ЩМА16 без комплексного модификатора. Это объясняется наличием в новой добавке интерполимерной реакционноспособной матрицы.

Затем в мае 2021 года по заказу ГБУ «Автомобильные дороги», ведущей организации по комплексному обслуживанию и содержанию дорожного хозяйства в Москве, лабораторией МИП «МАДИ — Дорожные Технологии» были выполнены испытания для ЩМА-16 на БНД 70\100. в соответствии с новыми ГОСТами. Результаты подтвердили эффективность ЩМАС с новым модификатором, показав повышенную прочность, водостойкость и устойчивость покрытия к пластическому колееобразованию, снижение глубины и скорости образования колеи.

Особенности модификатора propolymer ma-ск:

  • разработан для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, выпускаемых в РФ по новым действующим нормативным документам; рекомендуется к использованию в смесях ЩМА для любых конструктивных дорожных асфальтобетонных слоев; 
  • рекомендуется к использованию в количестве от 0,6 до 0,8% от общей массы асфальтобетонной смеси (6-8 кг на тонну), что зависит от ее типа или вида, используемого битумного вяжущего, транспортной нагрузки на покрытие (базовый рекомендуемый процент ввода — 0,6%); 
  • может быть применен во всех климатических зонах РФ, работает одновременно как стабилизатор вяжущего и как полимер, поскольку содержит в себе группу добавок расширенного действия; 
  • является комплексной технологической добавкой с более эффективными и экономичными показателями, чем стирол-бутадиен-стирольный полимер, применяемый совместно с целлюлозными добавками; 
  • разработан для решения задач нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Новый продукт, введенный в промышленное применение в 2021 году, уже успешно используются в СанктПетербурге, Москве, Мурманске, Казани, Тверской области и Башкортостане, в том числе крупнейшими дорожно-строительными предприятиями страны. Общие результаты практически уже доказали, что PROpolymer MA-СК может быть применен во всех климатических зонах РФ. Он также работает одновременно и как стабилизирующая добавка для ЩМА, и как полимер, поскольку содержит в себе группу добавок расширенного действия. Является комплексным модификатором с более эффективными и экономичными показателями, чем использование отдельно стабилизирующих добавок и полимерных модификаторов. PROpolymer MA-СК специалисты рекомендуют использовать в ЩМАС для любых конструктивных дорожных асфальтобетонных слоев. 

Компания выпускает целую серию инновационных материалов. В их числе полимерный модификатор для горячих асфальтобетонных смесей PROpolimer MA123, модификатор PROpolymer MД РО1 для дорожной разметки, а также абсолютно новое решение по комплексной добавке PROpolymer MA-CKВТ — высокотекучий полимерный модификатор асфальта со стабилизирующими компонентами. Эта добавка позволяет расширить границы дорожно-строительного сезона и работать при низких температурах, получая в целом лучшую удобоукладываемость дорожного полотна.

Для дорожников особо важно то, что, при снижении себестоимости асфальтобетонной смеси с модификатором PROpolymer МА123 и значительном улучшении эксплуатационных показателей асфальтобетона, применение модификатора по сухому способу ввода (напрямую в асфальтобетонный смеситель) позволяет избежать применения полимерно-битумного вяжущего. Известно, что использование ПБВ требует специального оборудования для его приготовления и хранения, при этом возникает зависимость от многих факторов (отсутствие дополнительных емкостей, снижение свойств ПБВ при хранении, расслаивание при хранении и пр.). Производство асфальтобетонных смесей с PROpolymer МА123 не требует дополнительного оборудования при наличии на АБЗ дозирующего устройства для ввода стабилизирующих добавок. 

Еще один принципиальный момент — уникальной нашу добавку мы называем потому, что она способна улучшить сразу несколько свойств асфальтобетона. PROpolymer МА123, один из инновационных продуктов компании «Прогрессивные полимеры», внесен в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, который ведет ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги. 

В статье используются материалы из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads100/100.pdf