На сегодняшний день выделить композиционные материалы в дорожном строительстве практически невозможно. Используется много изделий, изготовленных с применением композитов. Например, отдельный рынок составляют геосинтетические материалы. По классификации они бывают армирующими, разделительными или дренажными сетками. Такую продукцию изготавливают разные заводы, суммарный оборот которых составляет более 15 млрд рублей в год. Например, для создания перил, ограждений, для армирующих систем, мостов, опор, лотков, опалубочных решений, стыковых соединений, очистных сооружений, трубопроводов используются реактопластичные композиты. Рынок по каждому из этих направлений оценивается отдельно. Если говорить, например, про стеклопластиковые емкости в системах для сбора и очистки воды, то их оборот на российском рынке составляет 1,5 млрд рублей. Ежегодно к тому же появляются новые материалы. Это связано с тем, что без применения композитов дорожно-строительная отрасль уже не может полноценно функционировать и развиваться.

Мировые достижения в композитных решениях

Система внешнего армирования на основе углепластика и стеклопластика. Ремонт существующих опор мостов, которые пришли в негодность, осуществляется без остановки движения транспорта. Вывод из строя этих сооружений, как известно, влечет за собой серьезные дорожно-транспортные проблемы. Данные системы внешнего армирования идеально сочетают в себе прочностные характеристики композиционных материалов, благодаря чему проводить ремонт можно с минимальными затратами. Можно также отметить геосинтетические материалы, которые армируют слои, дренажные композиты, которые позволяют сократить толщину песка, щебня, исключить попадание воды. Уникальная российская разработка - технология по изготовлению автодорожной сетки, а именно георешетка из базальтового волокна.

Продукция из базальта применяется при армировании асфальтобетона, усилении дорожных одежд и строительстве прочих армогрунтовых конструкций. Георешетки из стекловолокна используются в строительстве, реконструкции и ремонте дорог всех категорий, вдоль трассовых проездов и при армировании оснований площадных объектов. Эта и другая продукция производится на заводе «Мосбазальт» в Москве.

По мнению специалистов, в будущем композиты будут вытеснять традиционные металлы. Ведь композиты легче, прочнее и долговечнее. На полном жизненном цикле изделия эти материалы использовать гораздо целесообразнее. Однако есть ряд сложностей, например, нам не хватает базы данных по композитам. 

У металлов есть ГОСТы, и там легко понять, какой материал для каких условий пригоден. С композитами гораздо больше вариаций. Разработку такой базы данных мы обсуждали на IV Международном форуме «Ключевые тренды в композитах: наука и технологии». Отдельно также была рассмотрена концепция «Материалы как сервис». Разрабатываемая платформа в рамках деятельности центра НТИ «Цифровое материаловедение» будет доступна для тех компаний-производителей, у кого даже нет собственных технических подразделений, и решит проблему сведений по данным о свойствах полимернокомпозитных материалов — и, следовательно, о широте возможностей их применения в той или иной сфере.

Перспективы развития рынка композитов

Композиты будут широко применяться во всех элементах при строительстве автомобильных дорог, вытесняя традиционные материалы. Важное значение в российских экономических и климатических условиях имеет логистика, стоимость доставки и технико-экономическое обоснование применения материала. Например, системы внешнего армирования позволяют выполнить ремонт без остановки движения, а геосинтетические материалы сокращают объем отсыпки грунта при строительстве автомобильных дорог на болотистой местности.

В статье используется материал из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads99/99.pdf