По мнению специалистов, строительство покрытия из цементобетона на 25–30% дешевле, чем из асфальтобетона, а срок его службы — не менее 30 лет.

Перспективы применения цементобетонных покрытий в нашей стране непосредственно связано с одним из крупных дорожных объектов на сегодня - трасса М-12. По поручению президента России Владимира Путина до 2024 года М-12 будет продлена далее от Казани до Екатеринбурга, что обеспечит безопасное скоростное движение автотранспорта через всю европейскую часть от Балтики до Урала. Решения о выборе типа покрытия для строительства трасс должны основываться, прежде всего, на экономических расчетах и приниматься с учетом наличия исходных дорожно-строительных материалов, состава и интенсивности движения, климатических условий.

На примере М-12 были проанализированы все исходные данные, рассчитали конструкции дорожных одежд и пришли к выводу, что сметная стоимость строительства жесткой дорожной одежды из цементобетона составит 6454745 рублей на 1000 м², а из асфальтобетона с применением полимерно-битумного вяжущего гораздо дороже — 9392960 рублей. То есть цементобетонное покрытие на 31% дешевле. В результате при строительстве автомобильной дороги большой протяженности можно значительно снизить финансовую нагрузку. А служить жесткое покрытие будет значительно дольше без капитального ремонта. При этом есть и кому строить такие дороги в стране. В России имеется около 40 бетоноукладочных комплексов.

Ранее уже была подтверждена и низкая стоимость эксплуатации цементобетонных дорог. Так, по данным Государственной компании «Автодор», расходы на содержание асфальтобетонных покрытий в среднем составляют 32 млн рублей на 10 тыс. м² в год, а цементобетонных — 22 млн.

Что препятствовало ранее широкому применению цементобетонных покрытий?

Последние 30 лет жесткие дорожные одежды практически не проектировали. В связи с этим в нашей стране, к сожалению, почти не осталось специалистов, которые могли бы взяться за их расчет. В результате до недавнего времени в стране отсутствовали современные методики расчета жестких дорожных одежд с применением цементобетона. Профильные специалисты несколько лет лет занимались вопросами правильного обоснования таких типовых конструкций. Исследования показали, что при нынешней интенсивности движения нежесткая дорожная одежда на практике служит 7–8 лет, затем ее требуется капитально ремонтировать. Если говорить о цементобетонных покрытиях, то мы рассчитываем на срок службы не менее 30 лет. Перспектива выглядит фантастической. Тем более что цементобетонные покрытия дорог открывают множество возможностей при планировании развития дорожной сети на перспективу. Скажем, жесткие дорожные одежды позволяют создавать участки, на которых электромобили смогут подзаряжаться во время движения. У асфальтобетона такой возможности нет.

Пока этот проект для многих россиян звучит как не такая уж и востребованная опция. Однако в ряде стран уже всерьез переходят на электротранспорт. В Германии подсчитали, что у них к 2024 году будет примерно 10 млн электромобилей. Одновременно люди будут отказываться от дизельных и бензиновых двигателей. И возникнет проблема зарядки. 

Сейчас американцы и немцы разрабатывают технологии зарядки электромобилей в движении, и для этих целей применяются цементобетонные покрытия. Их жесткость позволяет внедрять соответствующие элементы. Уже имеются проекты. В нашей стране необходимо создавать экспериментальные участки дорог с цементобетонным покрытием, например на остановках общественного транспорта. Пока электробус ждет посадки пассажиров, идет его подзарядка. Точно так же, как сейчас есть полосы для общественного транспорта, могут появиться специальные полосы для подзарядки электромобилей. Проехал по ней 15 минут — и уже зарядился для поездки на 300 км. Основные производители автомобилей рассматривают все варианты. Необходимо учитывать, что без цементобетона в этом вопросе не обойтись.

Что будет с афальтобетонными покрытиями в перспективе?

Применение нового ГОСТа позволит сравнивать конструкции дорожных одежд и выбирать наиболее эффективные в данных условиях эксплуатации. Дорожникам пора переходить, как и во всем мире, на экономическое сравнение вариантов конструкций дорожных одежд с учетом их жизненного цикла. Оценивать последующие затраты на содержание и ремонт. Проделанная работа на примере расчета строительства автомагистрали М-12 позволила продемонстрировать, что современная конструкция дорожных одежд с применением цементобетона в качестве покрытия становится дешевле на 25–30%.

На каких дорогах планируется использовать цементобетонное покрытие?

Сегодня в стране стремительно развивается опорная сеть дорог. Она должна быть приведена в нормативное состояние и соответствовать всем современным требованиям. Ее протяженность — 138 тыс. км, из них 61тыс. — это дороги федерального значения и 77 тыс. — регионального, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Примерно 17 тыс. км будут переведены из региональной в федеральную сеть. Для нас здесь открываются большие перспективы по применению цементобетона. Для начала необходимо тщательно сравнить варианты конструкций дорожных одежд 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий с разной интенсивностью движения и в различных дорожно-климатических зонах. Сопоставить капитальные затраты и попробовать, несмотря на отсутствие методики, сравнить конструкции с учетом их жизненного цикла. Надеюсь, мы в скором будущем сможем продемонстрировать, что даже на дорогах более низких категорий цементобетонные покрытия могут быть конкурентоспособны. Из года в год возрастают нагрузки на дороги. За 10 лет количество автомобилей увеличилось на 15 млн. Увеличивается грузоподъемность автотранспорта — так же, как и скорость движения. Не учитывать эти обстоятельства на стадии проектирования, строительства и эксплуатации дорог, конечно, нельзя. Для увеличения срока службы дорожных конструкций в первую очередь необходимо повышать их несущую способность. С этой целью должны быть повышены требования к земляному полотну. Следует проводить комплексные мероприятия по его осушению, гомогенизации, укреплению и стабилизации грунтов. Важно применять в рабочем слое земляного полотна качественные грунты, стараясь исключить из списка используемых пылеватые. Шире применять укрепленные основания, а также цементобетон в конструктивных слоях дорожных одежд. Без повышения несущей способности дорожных одежд мы из ситуации недоремонта никогда не выйдем. Асфальтобетонное покрытие приходится ремонтировать достаточно часто, и от этой практики никуда не уйти. Совсем другая перспектива возникает в случае применения цементобетонных покрытий и оснований. Они будут служить без ремонта дольше. Освободятся средства, которые обычно идут на поддержание дорог в рабочем состоянии. Их можно будет направлять на развитие дорожной сети в стране.

В статье используется материал из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/new_journal/r97.pdf