Специалисты Испытательной лаборатории Уральского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» провели в Бурятии испытания грунта, укрепленного золошлаковым материалом. Образцы золошлаковых отходов собирали на территории ТЭЦ-2 города Улан-Удэ, а образцы грунта – в карьере Заиграевского района, сообщается на сайте РОСДОРНИИ.
Смешанный с золошлаками грунт использовали при ремонте пятикилометрового участка дороги «Новоильинск – Горхон – Кижа – граница с Забайкальским краем». Материалы исследовали на соответствие ГОСТ 23558-94 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими материалами для дорожного и аэродромного строительства».
Комплекс испытаний показал, что золошлаковый материал пригоден для использования в качестве мелкого заполнителя в щебеночно-гравийно-песчаных смесях и грунтах для капитального и облегченного типов дорожных одежд, в основаниях и дополнительных слоях оснований. Применение золошлаковых отходов ТЭЦ-2 повысило физико-механические свойства грунта и укрепило дорожное основание отремонтированного участка дороги.
Метод укрепления грунта золошлаковыми отходами крайне перспективен для сферы транспортного строительства. Он позволяет сэкономить на цементе, продлить срок службы автомобильных дорог с наименьшими финансовыми затратами и без потери качества. Золошлаковые отходы представляет собой мелкозернистый материал, у которого почти 30 % зёрен имеет размеры от 1 до 5 мм. Характеристики золошлаков различаются на разных ТЭС, так как определяются минералогическим составом угля, подготовкой топлива к сжиганию, технологией сжигания, системой очистки дымовых газов от золы и способом её транспортировки в золоотвалы.
Анализ зарубежного опыта показывает, что одной из наиболее перспективных сфер их утилизации может быть дорожное строительство, однако в России дорожники золошлаковые отходы используют крайне редко. Причем, дальше призывов к применению ЗШО и обвинений в нежелании решать проблему дело не идет. Необходима объективная оценка ситуации, которая позволит решить проблему.
В Западной Европе наиболее прогрессивной в решении проблемы применения отходов ТЭС для дорожного строительства считается Франция, где используется «сухое» удаление отходов. Вырабатываемая зола-уноса, в зависимости от своего состава и свойств, применяется для всех элементов дорожной конструкции, и может использоваться как для верхних слоев конструкции оснований в качестве компонента вяжущего, так и для нижних слоев как укрепленный минеральный материал. Также золошлаковые смеси (ЗШС) применяют в теле дорожной насыпи как техногенный грунт. Например, на севере Франции, в Ленс-ла-Бассе, трасса RN 47 длиной 7,5 км построена с использованием почти 50 000 тонн золы. Данная дорога почти на 70 % состоит из золы, и представляет собой пример эффективной утилизации ЗШО. Для организации процесса утилизации во Франции существуют государственные льготы для бизнеса, использующего золу, и введены запреты на использование других, более затратных строительных материалов, таких как грунт и песок. Поэтому почти сто процентов золы идет в дальнейшую переработку и утилизацию.
В Южной Африке золу-уноса усиливали различными видами цементов и утилизировали в качестве стабилизатора грунта для дорожного строительства. Результаты специальных исследований показали, что зола-уноса, обогащенная цементом, не является вредной для человека и окружающей среды. Кроме того, доказано, что смеси золы-уноса с инертными материалами (песок, рисовая шелуха и т. д.) достигают от 50 до 70 % прочности материалов, укрепленных цементом.
В целом эксплуатация золы-уноса для стабилизации грунтов в дорожном строительстве имеет технические преимущества при правильном использовании. Сегодня в ЮАР, при финансовой государственной поддержке, проводится экспериментальное строительство трасс из золы-уносаВ России около 70% всей электроэнергии вырабатывается при сжигании твердого топлива – углей, сланцев, торфа. В результате ежегодно образуется около 50 млн тонн отвалов золошлаковых смесей. Поэтому использование отходов от сжигания твердого топлива также решает проблему возрастающего загрязнения окружающей среды.
Морозостойкость золошлаковой добавки соответствует марке F50. Это гарантирует длительную и качественную эксплуатацию укрепленного ей грунта даже при значительных колебаниях температуры до отметок ниже минус 30 градусов.
Следующий этап подтверждения лабораторных исследований золошлаковой добавки заключается в строительстве опытного участка дороги с ее использованием. В настоящий момент этот вопрос прорабатывается.
РОСДОРНИИ в целях расширения применения золошлаков в дорожном строительстве изучает технологии их получения и хранения. Институт регулярно проводит лабораторные исследования различных образцов на соответствие требованиям нормативно-технической документации, выпускает рекомендации по повышению качества золошлаковых материалов.
В статье используются материалы из источников:
https://rosdornii.ru/press-center/news/novosti-filialov/rosdornii-provel-ispytaniya-ukreplennogo-zoloshlakami-grunta-v-buryatii/
https://moluch.ru/archive/253/57950/