В России появилась первая установка для ускоренных испытаний дорожных конструкций. Разработчиком выступает ФАУ «РОСДОРНИИ»: как сообщили в пресс-службе организации, испытательная установка «Циклос» позволит проводить ускоренные испытания полноформатных дорожных конструкций в специальных испытательных секциях на базе дорожного полигона, оборудованного измерительными системами для мониторинга состояния дорожной одежды. Это поможет разобраться в причинах ускоренного разрушения конструктивных слоев на разных стадиях эксплуатации автодороги.
Симулятор колесной нагрузки (СКН) «ЦИКЛОС» — первая в России установка для проведения ускоренных испытаний дорожных конструкций, разработанная в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» по заказу РОСДОРНИИ. Благодаря инновационной разработке института можно за несколько месяцев смоделировать полноценные условия эксплуатации автомобильной дороги в течении жизненного цикла в интересующих условиях и дать заключение о работоспособности новой дорожной конструкции.
СКН «ЦИКЛОС» предназначен для проведения ускоренных испытаний дорожных конструкций и позволяет всего за несколько месяцев смоделировать эксплуатацию дороги в течение расчетного срока службы дорожной одежды, воплощая одно из наиболее перспективных направлений в дорожной науке, позволяющее связать лабораторную оценку материалов с их поведением в реальных условиях.
Научные исследования будут проходить на испытательных секциях на специальном дорожно-испытательном полигоне РОСДОРНИИ. Стратегической целью его создания является поиск наиболее экономичных и долговечных конструкций и материалов дорожных одежд при проведении ускоренных испытаний в течение уменьшенного периода времени по сравнению с реальными сроками службы.
Более половины всех мировых изысканий в сфере испытаний дорожных конструкций посвящено изучению остаточных деформаций дорожных конструкций. Наиболее исследуемые факторы – усталостное трещинообразование и колейность. Так, за последние 20 лет изучению этих критериев было посвящено соответственно 125 и 27 тысяч научных публикаций в рецензируемых изданиях. Среди других направлений доминируют исследования механизмов замораживания и оттаивания, морозного пучения дорожных одежд, тесты на полное разрушение и др.
Наиболее часто исследуемые материалы – асфальтобетон, зернистые и укреплённые цементом материалы, глина и песок, цементобетон, композитные материалы и ремонтные составы. Среднее время, необходимое для проведения одного испытания, зависит от характера исследования и поставленной задачи и может варьироваться от одного-трёх месяцев до двух и более лет.
Ускоренные методы испытаний уже долгое время широко используются за рубежом, что в своё время стало толчком к развитию науки в транспортных областях.
СКН «ЦИКЛОС» получил своё название из-за функциональных возможностей симуляции циклического динамического приложения нагрузки. Установка имитирует однонаправленный трафик путем циклического перемещения четырех кареток, оснащенных односкатным или двускатным колесом с регулируемой нагрузкой на ось.
Четыре колеса симулятора суммарно за месяц смогут прикладывать расчётную нагрузку на полосу наката около 2 500 000 раз. Подобная приведённая к расчётной нагрузке интенсивность движения за весь срок службы может встречаться на дорогах III технической категории.
Ускоренные испытания дорожных одежд с применением таких современных установок, как «Циклос», помогают за непродолжительное время испытать конструкцию, которая рассчитана на более чем 2 десятилетия. Такая скорость воспроизведения процессов накопления повреждений и разрушения характеризует возможность оценки и анализа дефектов в конструкции, а также дальнейшего изучения полученных результатов.
Стратегической задачей создания полигона является поиск наиболее экономичных и долговечных конструкций или материалов дорожных одежд при проведении ускоренных испытаний в течение уменьшенного периода времени по сравнению с реальными сроками службы.
Развитие ускоренных испытаний дорожных конструкций в Российской Федерации – это составляющая роста дорожной науки и решения первоочередных задач продления срока службы дорожных одежд и обеспечения их межремонтных сроков.
В статье используются материалы из источников:
https://rosdornii.ru/press-center/news/novosti/rosdornii-poluchil-svidetelstvo-o-registratsii-tovarnogo-znaka-skn-tsiklos/
https://ts-news.ru/road-build/v-rossii-poyavilas-pervaya-ustanovka-dlya-provedeniya-uskorennyh-ispytanij-dorodnyh-konstrukcij
https://www.rosdornii.ru/activity/uskorennye-ispytaniya-dorozhnykh-odezhd/