Вместе с увеличением интенсивности автомобильного движения возникла необходимость создавать дорожные покрытия с большим сроком службы. Где и как может быть нарушена однородность асфальтобетонной смеси? Неправильная рецептура смеси и хранение щебня, ошибки на асфальтобетонных заводах, природные факторы, которые прямом образом влияют на сроки эксплуатации дорожного полотна.
Неотъемлемая составляющая дорожного покрытия — это качественный щебень. Благодаря его износостойкости, дорожному полотну обеспечены высокие функциональные параметры. В зависимости от целей применения и видов полотна используются определенные виды щебенки. Основополагающими считаются критерии прочности и устойчивости к воздействию влаги. Устройство из щебня автомобильной дороги высокой проходимости предполагает выбор максимально твердых пород, стойких к механическому воздействию и высокому давлению. Для этой цели выбирают:
- Гранитный, морозостойкий вид щебенки, устойчивый к воздействию влаги;
- Доломитовый и известняковый, используемый на дорогах с невысокими нагрузками и в междомовых проездах дачных поселков;
- Гравийный, подходящий для обустройства дренажного слоя;
- Базальтовый, максимально прочный вид щебня, подходящий для возведения мостовых конструкций, фундаментов и несущих сооружений.
Если выбирать фракцию строительного материала, важно учесть вероятные нагрузки на дорожное полотно, климатические условия региона, близость пролегания грунтовых вод. Наиболее предпочтительны материалы средней и крупной фракции, оптимальный вариант для асфальта – кубовидный щебень с зернами, стойкими к образованию трещин. Важно обратить внимание на уровень радиоактивности щебенки, который должен быть допустимым для использования в населенных пунктах. Основные проблемы связанные с щебнем в нашей стране это - высокая лещадность, определяющая содержание элементов игловатой и приплюснутой формы в общей массе зерен продукта, неравномерная пропорция фракций, наличие пыли и влажность материала. Эти факторы в итоге влияют на качество асфальта. Высокая лещадность — это глобальная проблема по АБЗ, потому что связана с потерей производительности. Почему это потеря производительности? Потому что при высокой лещадности у вас забиваются сита, из-за чего уменьшается площадь просева, а это ведет к тому, что грохот уже не может произвести столько тонн в час, сколько положено по спецификации данного завода.
Для сооружения автомагистралей немаловажными факторами считаются влагостойкость и плотность насыпания. Приобретая материал, соответствующий требованиям ГОСТ, вы гарантируете высокое качество дорожного полотна, безопасность движения и длительный срок эксплуатации, снижение расходов на связующие материалы без потери функциональных характеристик. Выбирайте строительный материал правильно – это позволит сэкономить на дополнительных расходах и значительно продлить межремонтный период.
Сегрегация. Причины возникновения и методы устранения.
Специалистами дорожной̆ отрасли прилагаются значительные усилия по повышению эксплуатационных характеристик асфальтобетонных смесей̆ благодаря правильному подбору гранулометрического состава, добавлению полимеров и других продуктов. Все эти мероприятия преследуют цель повышения сроков службы дорожного покрытия. Для обеспечения эксплуатационных характеристик произведённую асфальтобетонную смесь следует перемешать, транспортировать до места производства дорожно-строительных работ и равномерно уложить, при этом, не нарушая требований к гранулометрическому составу смеси и её температуре. На каждом этапе данной̆ технологической̆ цепочки возникает вероятность появления сегрегации.
В последнее время, по мере изучения проблем, приводящих к преждевременному разрушению асфальтобетонных покрытий и, как следствие, уменьшению гарантийных сроков службы дорожной одежды в целом, специалисты дорожной отрасли выделяют проблему фракционной и температурной сегрегации асфальтобетонных смесей.
В процессе производства и укладки асфальтобетонной смеси: при её смешивании, загрузке грузовых автомобилей, транспортировке и выгрузке в асфальтоукладчик, смесь может подвергнуться фракционной сегрегации, что, в свою очередь, ведёт к возникновению «сегрегационных пятен» и, впоследствии, неизбежно приводит к преждевременному локальному разрушению асфальтобетонного покрытия.
При возникновении сегрегации в смеси происходит концентрация крупнозернистых материалов в некоторых участках покрытий в то время, как другие участки включают концентрацию мелкозернистых материалов. Сегрегация создает смеси, неоднородные по заданному гранулометрическому составу.
В процессе изучения фракционной сегрегации, специалисты часто сталкивались с ситуацией, когда при отборе проб в местах явной сегрегации и дальнейших их испытаниях, результаты показывали не сильное отличие отобранных проб по гранулометрическому составу от состава проектной смеси. Как следствие, специалистами вёлся поиск новых, более совершенных способов определения сегрегации.
В результате применения комплекса методов исследования, в т.ч. неразрушающих, была выявлена следующая закономерность: в местах сегрегации, где гранулометрический состав смеси был схож с составом однородных участков, плотность и содержание воздушных пустот превышали рекомендуемые исследованием значения.
Сегрегация в горячих асфальтобетонных смесях – это постоянная и системно встречаемая проблема. Однако, данную проблему можно и нужно контролировать и даже исключать благодаря соответствующим образом подобранному составу смеси и дополнительному технологическому оборудованию для ее укладки.
В статье используются материалы из источников:
https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=108490
https://donbeton.pro/sovety/shheben-dlya-dorozhnogo-stroitelstva/
https://rosasfalt.org/articles/Martinson.pdf