Планируемые изменения в национальных стандартах на дорожный асфальтобетон

Если нет сцепления, то конструкция будет слабая между слоями, соответственно, это не будет работать как самоконструкция и распределение нагрузки будет существенно меняться, а значит это не то, что запроектировано на начальном этапе. Потому что, когда мы проектируем дорожную одежду, мы считаем, что слои абсолютно спаяны между собой, а в некоторых случаях это бывает не так. Поэтому, чтобы было не «на глазок», мы взяли метод, который на самом деле простой, - это испытательное устройство Лейтнера, которое мерит усилие, при котором происходит разрыв этих двух слоев.

На сегодняшний день действует ПНСТ 395, после переработки его в ГОСТ Р испытание при помощи устройства Лейтнера планируют включить в нормативные документы на асфальтобетон и работы, связанный с укладкой асфальтобетона. Также появится возможность в лаборатории прогнозировать прочность сцепления слоев при использовании различных армирующих материалов.

Ещё одно важное изменение касается метода определения ползучести и прочности при непрямом растяжении (IDT) по ГОСТ Р 58401.7-2019 (применяется только при объемно-функциональном проектировании). По мнению специалистов, для измерения высокотемпературных колееобразований выпускается много отечественного оборудования, а для определения низкотемпературных свойств специалисты дорожной отрасли используют импортное дорогостоящее оборудование. Это дорогостоящая установка, работать на ней могут только инженеры высокой квалификации, потому что там проводятся испытания на разных температурах, с разной частотой. Система работает шикарно, показывает хорошие результаты, но сложность и дороговизна этого подхода перекрывает все его положительные качества. И сейчас, конечно, все лицензии постепенно прекращают действовать, поэтому даже если просто оставить этот прибор, то мы все равно не сможем рассчитать полученные результаты. Поэтому мы считаем, что от этого метода надо уходить и переходить на что-то более простое и понятное.

С советских времен в дорожной деятельности применяется метод прочности и относительная деформация растяжения при изгибе балочек при -18 градусах, он применяется только в ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2. Плюсы этого метода: имеются требования к показателям; само испытание можно проводить на имеющихся отечественных прессах; термостатирование выполняется в обычной бытовой морозилке. К минусам можно отнести малую информативность метода и невысокую сходимость результатов даже в одной смеси. Этот метод на первое время годится, но сейчас есть возможность переходить к новым современным методам, которые реально что-то моделируют и доказывают свою эффективность.

Еще один метод - температура термического растрескивания асфальтобетона (TSRST) по ОДМ 218.3.047-2015. Отмечается, что он не учтен ни в одной из систем проектирования асфальтобетона. «Мы его сразу не стали вносить в национальные стандарты, потому что был ОДМ еще в 2015 году. Это хороший метод на самом деле, показательный, но опять же дорогая установка, дорогое вспомогательное оборудование.

Перспективные методики, которые могут включить в национальные стандарты

В ходе своего выступления Евгений Симчук назвал наиболее перспективные методики на сегодняшний день, которые планируют внести в национальные стандарты, касающиеся асфальтобетонных смесей. Первая - температура термического растрескивания асфальтобетона (ACCD).

Это по сути более упрощенный аналог TSRST. То есть когда берется образец, в нем высверливается соответствующее отверстие, вставляется специальное устройство из инвара и ставится в морозильную камеру. Создается температура, и со временем образуются внутри асфальтобетонного образца критические напряжения, которые не может он выдержать, и образуются трещины.

Плюсы этой методики: получается реальная температура трещинообразования при термическом сжатии образа вокруг несжимаемого кольца; образцы готовятся на вращательном уплотнителе; принцип действия как у метода определения температуры растрескивания битумного вяжущего ABCD; оборудование производится отечественными производителями. Из минусов - необходимость низкотемпературной камеры (до минус 60 градусов) и сложная подготовка проб.

метод - IDEAL-Ct (Индекс трещиностойкости асфальтобетона). Его большой плюс в том, что испытания можно проводить как на образцах Маршалла, так и на образцах Гиратора. Более того, для этой установки можно применять любые отечественные прессы, в том числе Линтел, Ивановские и др. К плюсам этого метода относят также возможность оперативного контроля при производстве смеси - испытание проводится не более 2 минут. Из минусов - отсутствие наработанных требований к показателю; слабочувствительность и малоинформативность при температуре ниже 0, невысокая сходимость результатов (требуется от трех до пяти образцов).

Обе методики - ACCD и IDEAL-Ct - рассматриваются экспертами дорожной отрасли как наиболее перспективные в России, на данный момент проходят этапы тестирования.

В статье используется материал из источника:

https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=108154