Проектирование, строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог - сложный технологический процесс, который невозможен без соблюдения определенных правил. В дорожной отрасли более 400 нормативных документов, где подробно описаны правила выполнения определенного вида работ. Соблюдение этих норм обеспечивает требуемое качество автодорог.

Уровень требований к качеству автодорог оценивается Федеральным дорожным агентством как одна из важных и серьезных задач в работе, отметил в ходе своего выступления заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников. «Комплекс мер, направленный на расширение современных технологий, технологий современного проектирования асфальтобетонных смесей и вообще в целом материалов находит серьезный отклик в деятельности Федерального дорожного агентства. Масштабная работа началась давно, она не первый год продолжается. Вы все знаете о том, что принят Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» в 2011 году, также был разработан комплекс межгосударственных стандартов, регулирующих всю нашу дорожную деятельность. В развитии этого были гармонизированы, и продолжается гармонизация наших национальных стандартов. Необходимо актуализировать и гармонизировать нормативно-техническую базу к асфальтобетонным смесям, к инертным и битумным материалам. Также сформировать два основных комплекса подходов: по системе объемно-функционального проектирования и по методологии Маршалла.

Подведомственные Росавтодору ведомства определили перечень тех материалов и технологий, которые считаем новыми, современными, наилучшими и резонансными. Была определена методология рекомендаций и установлен порядок действий.

Выборочно были взяты дорожные объекты на которых применялась та или иная технология, вошедшая в обозначенный перечень. Полученные данные говорят о том, что участки, где применялись новые технологии и материалы, а их порядка 200 наименований, находятся в нормативном состоянии на данный момент. Это немаловажно в корректировке задач и направлений по работе, в том числе и по научно-исследовательским работам.

Совершенствование принципов проектирования нежёстких дорожных одежд.

Это направление обозначено «Стратегией развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021-2025 годов». Этим документом предусмотрена актуализация расчетных характеристик дорожно-строительных материалов и грунтов, применяемых при проектировании дорожных одежд с мониторингом строящихся и эксплуатируемых дорог для получения фактических характеристик и их валидации с расчетными параметрами, определенными в лабораторных условиях.

Росавтодор начал многоэтапную работу, результаты которой лягут в основу доказательной базы совершенствования принципов проектирования дорожных одежд нежёсткого типа. Эти принципы войдут в основу нового национального стандарта впоследствии по проектированию нежёстких дорожных одежд. Результаты работы позволят значительно усовершенствовать методику проектирования и перейти к расчету дорожных одежд, применению многослойных моделей, которые применяются сейчас в ведущих мировых практиках проектирования.

План научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Росавтодора предусматривает ряд научных исследований: опытно-экспериментальные исследования расчетных параметров статического и динамического нагружения автотранспорта на дорожную одежду; комплексные расчетные и экспериментальные исследования эксплуатационного состояния дорог; исследования по определению физико-механических характеристик грунтов, щебеночно-песчаных смесей и грунтов, укрепленных вяжущими материалами; опытно-конструкторские работы по созданию экспериментальных станций мониторинга напряженно-деформационного состояния нежёстких дорожных одежд.

По состоянию на 1 марта 2022 года в России насчитывается 416 национальных документов по стандартизации в области дорожного хозяйства.

Более 95 % - это свежие документы, которым менее 10 лет. Если распределить все существующие стандарты по направлениям, то 64 % - это нормативы по дорожно-строительным материалам и изделиям, 14 % - по изысканиям и проектированию, 10 % - организация и безопасность дорожного движения, 6 % - эксплуатация автодорог, еще 6 % - строительство. На сегодняшний день ведется разработка первой редакции ГОСТа на холодные асфальтобетонные смеси и холодный асфальтобетон, также в настоящий момент продолжается разработка комплекса национальных стандартов по холодным органоминеральным смесям. По теплым асфальтобетонным смесям завершается исследовательская часть и разрабатывается первая редакция стандартов. Среди важных изменений - поправки в системе объемно-функционального проектирования. Требование к дробленному песку в системе объемно-функционального проектирования. Добавлено примечание, что для дробленных песков нормировать содержание пылевидных частиц уже не требуется, то есть можно покупать обычный песок и на стадии приготовления асфальтобетонной смеси уже система пылевылавнивания будет эти частицы удалять, тем самым снизился риск, когда приходят штрафные санкции за то, что применили песок, который не соответствует требованиям этого стандарта. 

Изменения готовятся и для ГОСТ Р 59401.1 и ГОСТ Р 58401.2. По словам спикера, один из важных показателей для верхних слоев асфальтобетонных смесей, который необходимо ввести, - это воздействие шипованных шин. В связи с этим предлагается добавить методику оценки истираемости в систему объемно-функционального проектирования (ОФП). Также сейчас в системе ОФП отсутствует разделение требований по глубине колеи и числу текучести в зависимости от конструктивного назначения слоя - это тоже предлагается внести в документ.

В ГОСТ Р 58406.1 - 2020 и ГОСТ Р 58406.2 - 2020 запланированы изменения по набору сит. В существующей редакции применяются сита с определенными номинальными размерами ячеек по ГОСТ Р 51568 «Сита лабораторные из металлической проволочной сетки. Технические условия». В новой редакции планируют внести изменения, которые будут допускать применение перфорированных сит.

Еще одно изменение - увеличение времени отбора керн с покрытия для приемки. Практика применения новых стандартов показала, что заказчики, у которых большая общая протяженность подведомственных дорог и удаленность контролируемых объектов, не всегда успевают в требуемый срок (14 дней) провести отбор кернов (вырубок). Для таких случаев будет предусмотрено расширение сроков отбора кернов до 30 дней. Представитель ТК 418 «Дорожное хозяйство» отметил, что при этом есть важное примечание: в случае отбора кернов для оценки соответствия требованиям нормативных документов после проведения приемки асфальтобетона в конструктивном слое, следует учитывать возможные изменения толщины слоя и физических показателей асфальтобетона, в том числе объемную и максимальную плотность асфальтобетона и содержание воздушных пустот. Был расширен диапазон применения песка из отсева дробления. В соответствии с ГОСТ 32730 в песке из отсева дробления в зависимости от класса песка допускается содержание зерен крупностью свыше 8 мм, при этом для смесей А5Вл и А5Нл проход на сите 8 мм должен составлять 100 %. Существующие требования ГОСТ Р 58406.2 не позволяют применять такие пески без дополнительных рассевов, что приводит к экономическим затратам. Проведённые испытания в лабораториях АБЗ, и подтвердили, что даже если мы оставим эти значения, которые есть в ГОСТе 32730, то на качество материала это не влияет. Также было предложено расширить показатели к воздушным пустотам в слоях покрытий на тротуарах и прочих участках, где нет движения транспорта. Как правило, уплотнение таких мест выполняют с помощью ручных средств трамбовки или небольшими катками ограниченной массы, в результате чего добиться содержания воздушных пустот в кернах до 6 % очень сложно, поэтому было принято решение для таких случаев увеличить показатель до 8 %.

Теперь по ЩМА-22 и ЩМА-16 несколько изменений. Значит, здесь расширен диапазон прохода через сито: изменения коснулись сита размером 16 мм (для ЩМА-22) и сита на 11,2 мм (для ЩМА-16). Это сделано для того, чтобы получилось повысить вариативность проектирования смесей. Потому что сначала были закрупненные смеси, с ними не каждый может работать, и не каждый может ее уложить, поэтому было принято такое решение.

В статье используются материалы из источника:

https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=108154