В наступившим 2022 году в Санкт-Петербурге запланирован большой объём работ, на которые выделено 9 млрд рублей: 1 млрд рублей - из федерального бюджета и 8 млрд - из городского. Планируется отремонтировать 2,5 млн квадратных метров дорожной сети с общей протяженностью 200 км.
В 2021 году в дорожно-строительном комплексе начались изменения в нормативной документации. Почти все ГОСТы, относящиеся к дорожному хозяйству, в 2023 году будут ликвидированы. Им на смену придут новые стандарты. И задача дорожников - суметь за это время сформировать технологии, которые будут максимально соответствовать новым нормам и условиям того места, где проходит ремонт.
Главные изменения это переход от асфальтобетонных смесей к объемно-функциональному их проектированию. «Проектирование дорожной смеси» - это новое слово в лексиконе дорожников. Преимущество новой технологии в том, что уже на момент подбора состава дорожного полотна в лаборатории можно прогнозировать, как оно поведет себя на дороге – причем можно смоделировать его поведение на несколько лет вперед.
Кроме того, сейчас идет большая работа по введению инноваций на ремонте трамвайных путей. С 2021 года в городе стали применять виброзащитные маты и специальные мастики, которые уменьшают вибрацию от проходящих трамваев. Они нужны, чтобы не тряслись здания и не звенели «серванты» у жителей близлежащих домов. Кроме того, швы сопряжения рельсов теперь провариваются так, чтобы не ощущалось стыков. Между путями применяется литые асфальтобетонные смеси, которые позволяют компенсировать все перемещения путей летом и зимой. Они же обеспечивают и герметичность, защищают от воды, которая замерзает и оттаивает. С 2015 года по этой технологии был выполнен ремонт по 1000 адресов. По итогам эксплуатации были выявлены только незначительные дефекты.
Напомним, что при традиционном проектировании асфальтобетонной смеси основные эксплуатационные свойства не измеряются напрямую, то содержание битумного вяжущего должно подбираться на основании измеряемого параметра, который позволяет наилучшим образом осуществлять контроль за эксплуатационными характеристиками покрытия. В ходе многосторонних исследований было определено, что таким параметром является содержание воздушных пустот. В результате, за проектный уровень содержания воздушных пустот был принят диапазон от 3 до 5 %. Внутри этого диапазона было принято оптимальное значение содержания воздушных пустот для проектирования асфальтобетонной смеси, с целью получения требуемых свойств, равное 4 %. После этого, результаты тестирования смеси в незначительной степени могут быть откорректированы. Объемные свойства уплотненного асфальтобетона являются важным критерием, по которому производится оценка асфальтобетонной смеси. Объемные свойства определяются на основании определения массы и/или объема смеси и ее составляющих компонентов (вяжущее, заполнитель, воздух). Практика показала, что по объемным свойствам смеси можно достаточно точно определять дальнейшие эксплуатационные характеристики асфальтобетона на протяжении всего срока службы покрытия. Термин «объемный» применительно к асфальтовой промышленности обычно подразумевает использование измерений асфальтобетонной смеси по массе (М) и объему (V) для определения различных соотношений. Объемные свойства часто определяются как содержание в общем объеме смеси указанных проектных элементов: отдельно заполнителя или отдельно вяжущего. Отношение между массой и объемом определяется как плотность материала (G).
Так как предполагается, что любая плотность может быть рассчитана из значений массы и объема. Если в ходе тестирования были определены две из трех величин: G, М или V - третья величина может быть легко рассчитана. Принцип использования плотности является основным, так как лабораторные измерения выполняются по массе, а критерии смеси являются производными от объема. Использование описанных принципов позволяет рассчитывать данные по массе или по объему на основании имеющихся данных.
Некоторые типы плотности определяются в ходе объемного анализа асфальтобетонной смеси. Для каждого типа плотности используется определенная масса (вяжущего и/или заполнитель) и определенный объем (воздух, вяжущее, заполнитель или их комбинации). Некоторые значения плотности используют показатель объема заполнителя с учетом водопроницаемых пустот, а некоторые значения плотности - показатель объема с учетом водопроницаемых пустот, не заполненных абсорбированным битумным вяжущим. (Так как битумное вяжущее имеет большую вязкость, чем вода, он не способен проникать в пустоты заполнителя в той же степени, как и вода). Уплотненную асфальтобетонную смесь в виде различных масс и объемов, использующихся при расчете объемных характеристик, также можно рассмотреть и в виде фазовой диаграммы на рисунке 2. При такой демонстрации смесь разбивается по компонентам: воздух, эффективное вяжущее (неабсорбированное), абсорбированное вяжущее и заполнитель.
Работа в рамках нацпроекта БКАД обязывает дорожников постоянно повышать квалификацию, сотрудники регулярно проходят все необходимые переподгоовки. В частности, ФАО «Росдорнии» раз в две недели проводит специализированные курсы повышения квалификации.
Качество дорог стало лучше, потому что его лучше проверяют:
Контроль за сезонными работами сегодня имеет три уровня. Вначале подрядчик собственными силами проверяют свою работу. После чего качество дороги контролируют представители заказчика. Затем идет контроль гарантийных обязательств.
В Санкт-Петербурге гарантия на дорожные работы обычно составляет 3-4 года. Поэтому каждую весну проходит осмотр дорог, выявляются возможные дефекты, вызванные условиями эксплуатации. Их фиксируют, и подрядчикам выписывается предписание об устранении неполадок. Кроме того, в рамках проекта БКАД за все выполненные работы надо отчитываться в ФАО "Росдорнии". Ход работ курирует и ФКУ Управление дорог “Северо-Запад”. Так что возможность брака практически сводится к нулю.
Борьба за качество идет постоянно. Если в течение месяца после выдачи предписания о необходимости доработки подрядчик не выходит на объект, на него подают в суд. По итогам прошлого года по нерадивым подрядчикам было вынесено более 10 судебных решений. Бывало, что подрядная организация становилась банкротом. И для устранения сделанного ею брака приходилось привлекать иную компанию, после чего подрядчику в судебном порядке выставлялся счет за проведенные работы. Яркий пример - строительство Лиговского путепровода, когда крупная компания обанкротилась в процессе строительных работ. Заказчик успел вовремя расторгнуть контракт и выставил на торги недострой. Новая компания быстро взяла подряд и достроила объект.
Ремонт автодорог производится в рамках Санкт-Петербургской агломерации, важнейшим моментов является согласовывание ремонтных работ с дорожниками Ленинградской области. Особенно в части приграничных дорог. Транспортная дирекция Санкт-Петербурга направляет в «Ленавтодор» перечень планируемого ремонта. Согласно ему областные коллеги формируют свои работы с целью недопущения одновременного ремонта на соседних дорогах, что вызывает транспортный коллапс и праведный гнев водителей.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/55549-peterburgskie-dorozhniki-osvaivajut-novuju-leksiku-i-novye-tehnologii.html
https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293736/4293736751.htm#i51356