Российский экологический оператор (РЭО) и Росавтодор подписали трехлетний меморандум о применении в строительстве дорог вторичных материальных ресурсов. Специалисты компания проведут совместные работы по созданию условий для использования вторсырья в строительстве дорог. Планируется применять для укладки дорожного полотна резиновую крошку из утилизированных шин, компост из пищевых отходов, вторичных полимеров и прочего мусора, образовавшегося в результате процессов производства и потребления. Мировой опыт показывает, что применение модификатора асфальтобетона, в состав которого входит резиновая крошка, значительно повышает качество готового дорожного покрытия. В нашей стране в течение последних пяти лет с применением такой технологии было заасфальтировано около 15 миллионов квадратных метров дорог.
Глава РЭО считает, что такие объемы применения вторсырья для строительства дорог совсем незначительны, особенно если сравнить их с другими странами. Так, в Белоруссии около 80% дорог было уложено с использованием резиновой крошки. Данный материал повсеместно применяется в дорожном строительстве и в странах Европы. В РФ же пока это небольшие участки из общего количества дорог. Буцаев подчеркивает, что применение вторсырья подходит и для дорог федерального значения, и регионального. В планах оператора — стимуляция и популяризация применения вторсырья в сфере дорожного строительства.
С технической и природоохранной точек зрения вторичные ресурсы должны использоваться таким способом, чтобы не ухудшать эксплуатационные и экологические характеристики автомобильных дорог. Модификаторы асфальтобетона и дорожно-мостовые мастики на основе резиновой крошки повышают качество дорожных покрытий за счет своих свойств: уменьшается образование колеи, снижается шум и увеличивается жизненный цикл покрытия.
Практика применения Переход целых отраслей на более широкое использование вторичных ресурсов и сырья приведет к повышению экологичности производства, сказал руководитель комиссии по стройматериалам общественного совета при Минстрое, президент ГК «Основа» Александр Ручьев. В Европе, где переработкой на государственном уровне уже давно занимаются, вторсырье направляется как раз на строительство дорог.
По мнению эксперта, внедрение этого опыта в России — своевременно и правильно. Как показывает зарубежный опыт, при строительстве дорог может быть использовано до 80–90% вторресурсов. При этом себестоимость строительства автотрасс может снизиться на десятки процентов, сказал Александр Ручьев. Учитывая территорию нашей страны и масштабы дорожного строительства (например, в 2020 году было построено 16,5 тыс. км дорог), использование вторсырья позволит добиться существенной экономии.
удачный пример использования вторсырья, в частности пластика, при строительстве дорог демонстрирует Индия, отметил он. Сегодня там проложено более 30 тыс. км дорог с применением утилизированного пластикового мусора. Успех индийской программы строительства дорог по новому образцу объясняется активной ролью государства в этом процессе. использование вторсырья поможет решить усугубляющуюся с каждым годом проблему утилизации отходов, которая негативно сказывается на экологии. Вероятно, будут создаваться и дополнительные производства для переработки на основе новых технологий и, как следствие, появятся новые рабочие места, считает он.
Использование вторичного сырья позволяет оптимизировать и сократить издержки на организацию производства, сделать его более рентабельным и эффективным. Следует учитывать, что не весь мусор можно переработать и использовать вторично и не все отходы целесообразно применять для нужд дорожной отрасли.
Перед принятием решения о применении новых технологий необходимо провести экспертную оценку стандартов, проанализировать эксплуатационные характеристики, чтобы не пострадало качество дорожных покрытий и экология вокруг них. Есть ряд факторов, которые необходимо предусмотреть. Необходимо регулировать стоимость таких материалов, чтобы они не оказались дороже прежних. Нужно усилить контроль качества приемки материалов с использованием вторичного сырья, в том числе на этапе строительно-монтажных работ, проводить радиационный контроль. Также для каждого материала необходимо разработать собственные стандарты применения. Расширение номенклатуры таких материалов для использования в сфере дорожного хозяйства требует доведения их свойств до стабильных показателей, соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
В статье используются материалы из следующих источников:
https://ivbg.ru/8230898-v-rossii-nachnut-stroit-federalnye-trassy-iz-vtorsyrya.html
https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/12/24/dorozhnim-hodom-v-rossii-nachnut-stroit-trassi-iz-othodov