Сегодня в практике используют два метода, функционирующих с 2016 года.  Они представляют собой две системы объёмного проектирования. Первый метод - это система объёмного проектирования по «Маршаллу». Второй - система объёмно- функционального проектирования с применением гираторного уплотнителя, метод известен как Superpave.

Система объемного проектирования асфальтобетонной смеси по ГОСТ Р 58406 использует ударный уплотнитель Маршалла, который позволяет учитывать транспортную нагрузку на автомобильную дорогу, для которой проектируется смесь.

Смесь по ГОСТ Р 58401 - это асфальтобетонная смесь, запроектированная по объёмно-функциональному методу с использованием Гиратора. 

Именно благодаря этим двум методам асфальтобетон сегодня и проектируется. Раньше просто делался подбор в лаборатории, чтобы потом его воспроизвести на АБЗ – асфальто-бетонном заводе. Сейчас ставится задача – сделать на АБЗ смесь, которая соответствует всем требованиям ГОСТа, но и учитывает конкретную ситуацию на проектируемой дороге. 

По новым ГОСТам, проверяется температура отгружаемой смеси, зерновой состав минеральной части, содержание вяжущего, объёмная плотность и содержание воздушных пустот. Через объёмную и максимальную плотность, а также содержание воздушных пустот, можно четко понять, что произведен нужный состав, который действительно отработает расчётное время службы.

В сегодняшних асфальтобетонах есть также испытания на водостойкость. Это очень важный показатель, который демонстрирует работу смеси в период отрицательных температур и характеризует адгезию в асфальтобетоне. Теперь дорожники могут четко определить количество и необходимость ввода адгезионной добавки.

В объёмном проектировании можно учитывать климатическую зону, транспортную нагрузку. Есть деление на легкие, тяжёлые и даже экстремальные условия движения. Можно даже прогнозировать поведение асфальтобетона при критических воздействиях. Гиратор моделирует разрушение асфальта под колесом от нагрузки в период до 20 лет.

И еще одно хорошее преимущество: теперь есть нормативная возможность применения RAP (асфальтобетонной крошки, получаемой после фрезерования верхних слоев). Ее применение улучшает характеристики асфальтобетона. Плюс она дает хорошую экономию для подрядной компании – правда, не стоит забывать, что ее подготовка перед вводом в асфальтобетонную смесь также стоит определенных финансовых затрат для подрядчика.

В новых ГОСТах 58400.1 и 58400.2 уже не 11 параметров оценки качества вяжущих, а всего 7.   При этом они более четко показывают весь спектр работы вяжущих в покрытии.   Новые стандарты оценивают вяжущий материал непосредственно на его устойчивость к сдвигаемым нагрузкам - тут прогнозируется поведение вяжущего на дороге. 

Новые ГОСТы хорошо демонстрируют, как вяжущий материал старится. Как итог, новые стандарты оценки вяжущих более близки к реальности и более четко показывают работу вяжущего материала в покрытии. Они расширяют возможности модификации битума, не регламентируя применение каких-то конкретных модификаторов. Позволяют применять несколько методов оценки низкотемпературных свойств. Дают более широкое поле для деятельности тем, кто с ними работают.

Нужно учитывать, что минусы у новых систем тоже имеются. Первый из них - дороговизна оборудования.  В вопросе с битумными вяжущими оно на порядок дороже, чем то, которое необходимо для работы по старым ГОСТам, кроме того, в РФ не выпускается.  Используемый при проектировании асфальтобетона «молоток Маршалла» стоит порядка 150-200 тысяч рублей. Гиратор же стоит и того дороже: не менее миллиона рублей. Отчего многие компании не спешат покупать Гираторы. 

Пока еще у дорожников слабая лабораторная база, немного специалистов умеет работать в рамках новых ГОСТов и на необходимом для этого оборудовании.

Объёмные системы проектирования асфальтобетона способны дать качество на долгие годы.  Преимущества проектирования, производства и укладки асфальтобетона по объёмному и объёмно-функциональному методу очевидны. Это возможность повышения эксплуатационных характеристик покрытия, повышение безопасности дорожного движения, увеличение межремонтных сроков, комфортность движения. Отчего оценка уровня работы дорожника в глазах пользователей, несомненно, поднимается.

Сейчас  происходит смена приоритетов в дорожной отрасли. Применение новых систем заставляет дорожников менять культуру производства.

В статье используются материалы из источника:

https://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/54656-uralskij-put-v-buduschee-asfaltobetona.html