Геодезия в дорожном строительстве помогает получать базовую информацию для сопровождения дальнейших работ по возведению дорог. Геодезисты определяют уровень положения дорожного покрытия, вычисляют оптимальные углы поворотов магистралей. Услуги геодезиста включают в себя непрерывное отслеживание создания котлованов. 

Надежность проложенных дорог и автомагистралей без предварительно проведенных геодезических исследований сложно гарантировать. Даже если трасса проложена в умеренной широте и на нее идет нагрузка в соответствии с проектом, все равно без специальных вычислений сложно уложить покрытие ровно. Вот почему так важны геодезические работы при строительстве автомобильных дорог.

Геодезические изыскания обеспечивают получение в рамках выполнения комплекса предпроектных работ данных о ситуации и рельефе местности, строениях и гидрографии. Под данными понимается пространственная метрическая информация и семантические характеристики объектов. К выполнению изыскательских работ предъявляются особые требования, как к технологии проведения работ, так и к квалификации инженерного состава.

Исследования в области инженерной геодезии и геологии, в процессе строительства автомобильных дорог, являются комплексные изыскания, направленные на получение детальной информации о местности, ее особенностях, рельефе, геологических характеристиках и условий планировки линейных объектов. К проектированию и дорожному строительству предъявляют высокие требования (износостойкость, надежность, способность выдерживать большие нагрузки), которые регулируются государственными нормативными актами.

Первоначальная задача при проектировании – определение максимально предполагаемой нагрузки на трассу, то есть какой вес она сможет выдерживать при движении легкового или грузового транспорта. Для этого важно правильно произвести все геодезические измерения и выбрать оптимальный участок местности для будущей автомобильной дороги, включая примыкания и пересечения.

Измерительные геодезические работы, компьютерные расчеты и моделирование, контроль данных и исследование химических свойств площадки должны выполняться на подготовительном и камеральном этапах. За основу команда геодезистов принимает проектные документы. На выходе она должна представить пакет графической и расчетной документации, на которой будет основан весь процесс строительства дорог.

В ходе проведения измерений ландшафта геодезисту могут потребоваться как классические нивелиры, так и сложные современные устройства для сбора информации с максимальной точностью. Здесь большое значение имеет как квалификационная, так и инструментальная подготовка геодезиста.

Виды работ

топографическая съемка участка с созданием новых топопланов;

измерения электронными тахеометрами линейных участков;

вынос в натуру высоты полотна и поворотов трассы;

разбивочные геодезические работы с расставлением пикетов и поперечников;

исполнительные съемки и нивелирование в процессе строительства;

разбивка земляного полотна и геодезический мониторинг проектных отметок.

Инженерные изыскания для проектирования и будущего строительства автодорог предполагают, кроме проведение геодезических работ для линейных объектов и топографической съемки участка, гидрометрические, экологические и геологические исследования. Важно правильно расчитать степень воздействия внешних осадков, которые разрушительно влияют на дорожное покрытие и его состояние. От результатов выполнения изысканий зависит выбор участка прохождения линейного объекта, строительных материалов (щебень, песок, асфальт) и финансово-экономическое обоснование целесообразности тех или иных мероприятий

После выполнения всех этих этапов заказчику выдаётся документ, который привязывает конкретный ландшафт местности к проектной информации. Этот документ учитывает все требования ГОСТ, СНиП, технических регламентов и является базовым для дальнейшего топографического планирования строительных работ.
Детальность проведения изысканий в прикладной геодезии и разбивочных работ зависит от требований к точности результатов, которые оговорены в техническом задании. Кроме того, нормы показателей регламентируются сводами правил, ГОСТ и зависят от категории автомобильной дороги.

Вся рабочая документация, которая составляется в процессе работ по геодезии при проектировании и строительстве автомобильных дорог, формируется в соответствии с установленными стандартами. В состав входят топографические чертежи, спецификации на оборудование, планы дорог, перемещения земляных масс, схемы расположения на местности ТСОДД (средств организации дорожного движения).

На каждом этапе строительства автодорог необходимо проводить контроль проектных меток. Отклонения от значений может составлять не более 1 см при укладке слоев насыпи. Большие погрешности значений для дорожного полотна приведут к нарушению технологии строительства и искажению проектных расчетов. Такой факт приводит к дополнительным финансовым затратам и низкому качеству готовой работы.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://www.ugexpert.ru/services/geodezicheskie-raboty/?gclid=Cj0KCQjw5JSLBhCxARIsAHgO2Se_65Qn2wvdZEvqcI813I8jBrTFoha5LtxbzjFf-5rK3i46ibvTIyMaAgNYEALw_wcB

https://geo-teo.ru/stati/geodeziya-v-dorozhnom-stroitelstve/

https://www.prom-terra.ru/articles/249-inzhenernaya-geodeziya-dlya-avtomobilnyh-dorog.html

https://gorgeomeh.ru/inzhenernoe-napravlenie/geodezicheskie-raboty/geodezicheskie-raboty-v-stroitelstve-dorog/

https://geopnz.ru/blog/rol-geodezii-v-stoitelstve-dorog