Сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМПЭ) — это очень прочный и износостойкий материал, но достаточно дорогой, и его применение ограничено сложным процессом переработки в готовые изделия. 

Однако ученые из Новосибирска нашли способ упростить технологию его производства настолько, что материал может подешеветь в 15 раз и его можно будет пустить на укрепление дорог.

Во всем мире спрос на СВМПЭ составляет порядка 30 млрд долларов в год, а ежегодный прирост при этом — порядка 15%. В России же спрос на этот материал пока небольшой, но изобретение отечественных ученых позволит вытеснить с рынка импорт и создать задел для поставок суперполиэтилена за рубеж.

При взаимодействии с исходным сырьем (этилен) новый катализатор образует порошкообразный полимер, который может быть переработан в сверхпрочные пленки с помощью уплотнения при повышенных температуре и давлении. В завершение процесса получившиеся волокна сплетаются в техническую ткань, которая является основой различных изделий, добавил ведущий научный сотрудник НИОХ СО РАН Иван Олейник.

Новый способ производства позволяет исключить наиболее затратные стадии классического процесса получения сверхпрочного волокна, связанные с длительным нагревом полимера в масле. При этом для производства порошков СВМПЭ по новой технологии можно использовать стандартное оборудование российских нефтехимических предприятий. С его помощью выпускается обычный полиэтилен для изделий широкого потребления, утверждают разработчики. По этой причине технологию можно легко масштабировать, уверены они.

При наличии финансирования, открыть первое серийное российское производство СВМПЭ по новой технологии можно будет уже через два года, считают разработчики технологии.

В пресс-службе Росавтодора сообщили «Известиям», что сейчас на трассах в стране уже широко применяются современные геосинтетические и полимерные композиционные материалы, а также конструкции и изделия из них. Там подчеркнули, что плюсы композитов высокая прочность, жесткость, малый вес, технологичность, невосприимчивость к агрессивным внешним факторам, способность повторять практически любые формы конструкции, а также долговечность.

Геосинтетические материалы (георешетки, геосетки, геомембраны и другие изделия) применяются в конструкциях дорожных одежд для их сохранности при воздействии различных негативных факторов. Вместе с тем сейчас не приведены конкретные технические параметры СВМПЭ, поэтому представить оценку возможности применения технологий, конструкций и изделий из этого полимера в дорожной отрасли невозможно, добавили в Росавтодоре.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://www.zr.ru/content/news/920221-lekarstvo-ot-iznosa-asfalt-p/

https://iz.ru/928833/aleksandr-bulanov-aleksandr-volobuev/paketnoe-predlozhenie-asfalt-khotiat-ukrepit-polietilenom

http://web.nioch.nsc.ru/institut-glavnaya-2/pressa-ob-institute/3102-sibirskie-uchenye-khotyat-ukrepit-asfalt-polietilenom