Георешётки - это ячеистый по структуре геосинтетический материал, в основе которого гибкий каркас в форме пчелиных сот. При эксплуатации его можно заполнять бетоном, щебнем или почвогрунтом с семенами растений. В дорожном строительстве этот материал применяется с целью предохранения конусов, защиты откосов от эрозии, армирования оснований и пр. Наиболее широкое распространение георешетка получила при строительстве железных дорого, аэродромов, в строительстве автодорог в вечномерзлых грунтах. С помощью объемной георешетки решается вопрос защиты конусов путепроводов, противоэрозионной защиты откосов, армирования слабых оснований, строительства подпорных стен, устройства временных дорог.

Полимерные георешётки должны производиться из высококачественного полипропилена методом экструзии с последующим ориентированием молекул в двух направлениях. Материал получаемый таким образом представляет собой цельную жесткую решетчатую структуру с квадратными (прямоугольными) ячейками. При этом достигаются армирующие свойства, которые позволяют георешетке воспринимать не только высокие динамические, но и статические нагрузки. Благодаря этому, она широко применяется в дорожном строительстве в конструкциях земляного полотна.

Плоская георешётка - это сетчатое изделие с квадратными ячейками делает любые покрытия надежнее и долговечнее. Производится этот материал экструзионным способом, в виде рулонов шириной от 2 до 4 м. Сама по себе плоская георешетка очень удобна в перевозке, она легкая и гибкая. Георешетка и меет довольно высокие прочностные характеристики, размер ячеек и её структура наилучшим способом подходит для расклинцовки щебня фракции 40-70, что позволяет использовать ее в основании дорожного полотна. Плоскую георешетку активно используют при возведении дорог , состоящих из множества полос. Этот материал располагается между несущим основанием и слоем подстилки. Его применение ускоряет строительство дорог и делает его экономически выгодным.

Плоская георешетка укладывается на насыпную песчаную подушку — первый слой основания дороги. Второй слой выполняется из гравия. В отсутствие георешетки частицы гравия могли бы вдавливаться в песок — в особенности, если под ним находится слабый или топкий грунт. Соответственно, нарушалась бы геометрия последующих верхних слоёв. При наличии георешетки гравий заклинивается в её горизонтальных ячейках и не имеет возможности пройти дальше — геометрия всего основания дороги остаётся неизменной.

Объёмная георешетка также имеет отношение к гравийному слою основания — она выступает в качестве армирующего каркаса. Гравий, засыпанный в вертикальные ячейки решетки, не имеет возможности смещаться ни вперёд, ни назад, ни вбок. А внизу его поддерживает плоская георешетка.

Объёмная георешётка - это гибкая и в то же время прочная трехмерная конструкция, представляющая собой надежно скрепленные друг с другом термоультрозвуковым соединением пластиковые ленты из полимерного материала, формирующие ячейки одинакового размера, расположенные в определенной последовательности. В сложенном виде георешетка объемная трехмерная представляет компактный модуль, удобный для хранения и транспортировки. Растянутые георешетки превращаются в ячеистую трехмерную конструкцию заданного размера и геометрических сочетаний. Уложенные в основании дорожного покрытия объемные георешетки образуют полужесткую конструкцию, укрепляющую основание за счет равномерного распределения нагрузок, увеличивая тем самым прочность и срок службы готовой дорожной поверхности. 

Объёмная георешетка имеет отличные армирующие характеристики. Модули георешетки заполняют щебнем, песком или грунтом, что обеспечивает максимальный эффект сцепления. Материал используют с наименьшими затратами на строительство и последующую эксплуатацию. Она устойчива к различным температурным перепадам, не подвергается воздействию влаги и агрессивных сред.

Совместное использование объёмной и плоской георешеток превращает основание дороги в монолитную структуру. Дорожное полотно, уложенное на такое основание, отличается увеличенной в разы прочностью и долговечностью; соответственно, требует ремонта значительно реже. Таким образом, цена за м2 решетки является несущественной в сравнении с общим объёмом сэкономленных на ремонте средств.

Эффект от применения георешёток:

  • возможность сокращения толщины несущего слоя нежесткой дорожной одежды или в увеличении срока службы конструкции за счет повышения прочностных и эксплуатационных характеристик;
  • разделение слоев разнофракционных материалов;
  • препятствование перемешиванию слоев;
  • улучшение работы дорожного покрытия под действием вибродинамических нагрузок за счет жесткой структуры ячеек материала и высокой стойкости к истираемости георешетки;
  • снижение сдвигающих напряжений в нижележащих слоях за счет внедрения в конструкцию геоматериала.

Перфорированные объёмные георешётки и их отличительные особенности:

Трехмерные геосинтетические материалы гибкой структуры могут иметь неперфорированные и перфорированные стенки ячеек. Использование материала с перфорированными стенками более целесообразно в сочетании с крупным заполнителем, а также перфорированные георешетки рекомендуется применять для стабилизации дренируемых грунтов.

Основные преимущества использования перфорированной георешетки:

  • перфорация обеспечивает более тесную взаимосвязь стенок решетки и заполняющего материала, позволяя выполнить усиление дорожного основания более эффективно за счет уменьшения пустот в зоне соприкосновения заполнителя с материалом;
  • через перфорационные отверстия влага беспрепятственно проникает из одной ячейки в другую, предотвращая застой воды и равномерно распределяя ее, поддерживая работу дренажной системы;
  • применение перфорированной георешетки будет отличным решением при использовании в качестве заполняющего материала местного грунта или плодородного дерна с семенами растений;
  • корни растений смогут свободно проходить через перфорационные отверстия и, переплетаясь, создавать дополнительное армирование конструкции основания.

Полимеры, из которых производится георешетка, отличаются высокой устойчивостью к действию влаги, низкой и высокой температуры (-40–+40◦С), а также влиянию резких температурных перепадов, агрессивных сред. Они химически инертны и не поддаются коррозии. На них не селятся грибок и плесень.

Благодаря объемной структуре решетка способна выдерживать большие нагрузки механического и динамического характера. Это позволяет проводить эффективное укрепление дорожного полотна для проезда тяжелого транспорта.

За счет небольшого веса георешетку легко транспортировать, а ее монтаж не требует применения спецтехники. Это снижает временные и трудовые затраты на строительство дороги.

Установка георешетки уменьшает толщину дорожных одежд на 30-50 процентов благодаря снижению объема сыпучих материалов. Это сокращает себестоимость строительства.

Чтобы повысить эффективность применения георешетки, специалисты в области дорожного строительства рекомендуют дополнительно использовать геотекстиль: он служит разделительно-дренажным слоем между грунтовым основанием и георешеткой. Геотекстиль легко пропускает влагу, но удерживает частички грунта. Это не дает слоям дорожных одежд смешиваться, что предотвращает деформации дорожного полотна — его проседания, провалы, образование трещин.

Получающееся в результате такой последовательной укладки основание дороги образует монолитную структуру. Прочность дорожного полотна возрастает в несколько раз, а срок его службы увеличивается до нескольких десятков лет.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://prestorus.com/primenenie-georeshetki-v-dorozhnom-stroitelstve.html

http://svayar.com/info/articles/9/

https://meaplast.ru/materialy-dlya-stroitelstva-dorog/

https://geo-mat.ru/publikacii/primenenie-geosintetikov-v-dorozhnom-stroitelstve/

https://geo-sm.ru/primenenie/dorozhnoe-stroitelstvo

http://miakom.ru/production/obemnaya_georeshetka/georeshetka-obemnaya-geokarkas-geo-or-s-perforatsiey/georeshetka-obemnaya-geokarkas-geo-or-40-20-tolshchina-reber-1-35-mm-1/