Различные добавки в асфальтобетонную смесь улучшают качество дорожного полотна. Добавки в асфальт необходимы, так как отдельно взятые компоненты асфальтобетона не отвечают требованиям к качественному дорожному покрытию. Например, битум подвержен влиянию температур – при высоких температурах битум размягчается и становится вязким, текучим, а при низких температурах – слишком твердым и хрупким. Поэтому в первую очередь, добавки выбирают исходя из их влияния на свойства битума.

Адгезионные добавки для асфальтобетона

Они обеспечивают прочное и стабильное сцепление битума и материалов минерального толка. Их задача – обеспечить морозостойкость покрытия, уменьшить эрозии, нивелировать образование трещин, ям и выбоин.

Одно из главных требований к качественному асфальтобетону – обеспечить прочное сцепление минеральных материалов и битума. Это обеспечивается химическим взаимодействием минерального материала и собственно битума – все с помощью адгезионных добавок. Их поверхностно-активные свойства способствуют усилению процесса адсорбции у минеральных материалов.

Адгезионные добавки в асфальт, при использовании, уменьшают водонасыщение асфальта, его предел прочности при цикле замораживания и оттаивания и при водонасыщении.

Кроме того, увеличивается срок службы покрытия из асфальтобетона в 1,5-2 раза и снижаются затраты на укладку покрытия.

Выбор адгезионной добавки в первую очередь зависит от природы каменного материала, разновидности битума или ПБВ и температуры приготовления смеси. Помимо этого в природе существует масса факторов влияющих на качество сцепления, помимо химической природы сырьевых материалов, на качество адгезии так же влияет – структура битума, природа нефтяного сырья из которого его получают, условия его переработки. В части щебня помимо заряда поверхности – поверхностная структура, пористость, форма, абсорбирующая способность.

Для каждой пары «битум – каменный материал» не обязательно будет подходить одна и та же адгезионная добавка.

Выбор той или иной добавки производится на основе конкретной производственной ситуации на базе клиента. Количество препаратов подбирается по результатам предварительных лабораторных испытаний для конкретного состава асфальтобетонной смеси.

При выборе оптимальной добавки помимо низкой стоимости необходимо уделять внимание и другим важным факторам:

  • Концентрация ввода. Дешевизна добавки не всегда гарантирует низкую себестоимость модифицированного добавкой битума, оптимальный расход(концентрация) добавок подбирается в дорожной лаборатории и только после этого можно сделать вывод об удорожании.
  • Транспортировка и хранение. В случае высоких накладных расходов, связанных с транспортировкой или хранением присадки, становится выгодным применение высокоактивных и дорогостоящих катионных ПАВ, отличающихся низкой концентрацией ввода.
  • Технология ввода.  При отсутствии технической возможности точной и качественной дозировки добавки – намного проще применять не дорогие продукты, имеющие относительно большой процент ввода в битум. Такие добавки проще отмерять вручную и легче усреднить по всему объему битумного вяжущего.
  • Условия использования готового битума. При необходимости длительного хранения присадки в горячем битуме необходимо обратить внимание на способность добавки выдерживать высокие температуры во времени – термостабильность.
  • Товарная форма удобная в применении. В линейке присадок ДАД имеются как жидкие, так и сыпучие продукты.

Минеральные добавки в асфальтобетон

Минеральная добавка – основной компонент, без которого невозможно произвести качественную асфальтобетонную смесь. При введении в смесь, минеральные добавки значительно повышают плотность асфальтобетона, так же как и адгезионные, увеличивают срок службы покрытия на дорогах, позволяет поддерживать на уровне соотношение «цена-качество» асфальтобетона.

Кроме того, минеральные добавки добавляют большую упругость асфальту, уменьшают его коррозию и трещинообразование. Влияют минеральные добавки и на водонасыщение и водостойкость покрытия.

По сути, минеральные добавки (чаще всего это порошки) выполняют роль материала, который структурирует битум. Для выбора такой добавки стоит смотреть в первую очередь на гидрофильность порошка.

Химические добавки

Химические добавки в асфальт призваны усилить или наоборот, снижать, отдельные свойства асфальтобетона.

Например, они позволяют усилить стабильность асфальта, увеличить его устойчивость к механическим воздействиям, улучить точку размягчения битума и уровень его проникновения. Химические компоненты необходимы на дорогах с высокой интенсивностью движения.

Полимерные добавки в асфальтобетон

Дорожное покрытие с такими добавками отличается высокой сдвигоустойчивостью, упругостью при высоких температурах (до 3 раз выше, чем у обычного асфальтобетона без примесей), повышенной устойчивостью к динамическим интенсивным нагрузкам на покрытие и увеличенной стойкостью к трещинам.

Полимерные примеси используют для мест остановок общественного транспорта, перекрестков, участков перед пешеходными переходами, дорог с интенсивным движением, мостов, взлетно-посадочных полос.

Полимерные добавки значительно снижают температуру хрупкости битума и повышают температуру его размягчения. Кроме того, положительно влияют на его пластичность.

Добавки для противодействия шипованным шинам автомобилей:

РБВ, ПБВ, армирующие добавки, а также стоит обратить особое внимание к истираемости каменного материала. Однако, и тут необходим комплексный подход, так как кроме добавок есть еще и технологии укладки. Как вариант, укладка тонкослойного асфальтобетона позволяет создавать прочный слой износа толщиной 2,5см. Данный слой имеет множество преимуществ перед традиционными типами укладки. Это и быстрота укладки, консервация дороги, быстрота ремонта и возможность быстрого и недорогого ремонта при необходимости, так как фрезеровать требуется только 2,5 см, а не 4-6, как обычно.

Температуропонижающие добавки в асфальт

Такие добавки расширяю термический диапазон эксплуатации асфальта и используются при производстве теплого и горячего асфальтобетона. Такие добавки позволяют без потери качества покрытия и без уменьшения его качественных характеристик значительно снизить температуру приготовления смеси асфальтобетона и так же понизить на 30-50 градусов температуру его укладки.

Кроме того, температуропонижающие смеси обеспечивают сцепления битума в составе асфальта с каменными материалами.

Такие добавки дают возможность укладывать асфальт при низких температурах окружающей среды, работать с влажным материалом, так как асфальтобетонная смесь получает свойства активной адгезии, перевозить смесь на более дальние расстояния. Основная характеристика такой добавки в составе асфальта – способность достичь плотности требуемого уровня с минимальными усилиями.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://ab-stolichny.com.ua/ru/rol-dobavok-v-asfaltobetone.html

https://roadtm.com/dobavki-dlya-asfaltobetona/

https://www.npfselena.ru/additions/adhesive-additives/