Неотъемлемой составляющей любых дорожно-строительных работ является применением специальных добавок. Часть материалов нужны на этапе укладки покрытия, другие обеспечивают защиту уже готового полотна от механических нагрузок и растрескивания, а отдельные технологии позволяют предотвратить разрастание трещин на поврежденных участках, а именно: мастики, защитно-восстановительные составы. Последние являются специальными композициями наносят на поверхность дороги, чтобы усилить минеральный каркас асфальтобетонного покрытия, защитить поверхность от растрескивания и частично вернуть утраченные эксплуатационные свойства. В конечном итоге такие процедуры продлевают срок службы асфальтобетона, позволяют не доводить его состояние до необходимости радикальной замены. 

Одним из самых популярных материалов в настоящий момент — полимерные составы БРИТ. Они образуют на поверхности дороги тонкую прочную пленку, которая устойчива к истирающим нагрузкам и ультрафиолетовому излучению. Битум, смешанный с пластификаторами и каучуком, формируют в ленты. Их укладывают на местах продольных и поперечных технологических стыков при устройстве покрытий из асфальтобетона и цементобетона, на месте швов, где дороги соприкасаются с бордюрным камнем и водоотводными лотками. Кроме того, такие ленты можно применять с целью гидроизоляции стыков сборных бетонных конструкций. За счет упругого восстановления после деформации, невосприимчивости к агрессивным веществам вроде топлива, машинных масел, антигололедных реагентов такой термостойкий шнур востребован при укладке покрытий из асфальтобетона и цементобетона на аэродромах, автомобильных дорогах, территориях складов и промышленных зон. С его помощью уплотняют и формируют камеры деформационных швов. Шнуры совместимы с герметизационной обработкой участков мастиками и герметиками горячего и холодного применения.

Проникающий пропиточный состав предназначен для гидрофобизации дорожного покрытия из асфальтобетона или цементобетона, конструкций зданий и сооружений. Материал распыляют или разливают на сухую поверхность, он проникает вглубь, а когда растворитель испаряется и состав полимеризуется, то существенно снижается способность покрытия смачиваться водой и водными растворами. При этом сохраняется его паропроницаемость и газопроницаемость, а также фактура и коэффициент сцепления, повышается устойчивость к воздействию противогололедных реагентов. 

Битумный пластырь  укладывается на местах узких трещин (на начальном этапе их развития) по типу пластыря. Такой приём показал себя эффективным средством профилактики разрастания продольных и поперечных трещин, а следовательно, и дальнейшего появления вторичных трещин, со временем переходящих в выбоины. 

Универсальные жидкие адгезионные добавки, компексные составы для восстановления состаренного битума, пластификаторы для битума, модификаторы для тёплого асфальта, 

Модификатор битумов и асфальтобетонных смесей «АДМ-2» -также является композиционным материалом, который содержит полимер в качестве основы и целевые добавки и предназначенный для модифицирования битумов и асфальтобетонных смесей. В отдельных случаях, по согласованию с заказчиком в состав «АДМ-2» могут вводится функциональные добавки: поверхностно-активные вещества и стабилизирующие добавки. Модификатор выпускается в сухом гранулированном виде, применение модификатора не требует модернизации оборудования АБЗ.

Комплексное применение большинства модификаторов и добавок к асфальтобетонным способствуют:

  • повышенную сопротивляемость к деформации; 
  • сопротивляемость к усталостному трещинообразованию 
  • устойчивость к старению и повышение сопротивляемости к окислительной деструкции в жарких климатических условиях 
  • снижение колейности

Вместе с тем расширение объемов внедрения ПБВ сдерживается увеличением себестоимости приготовления асфальтобетонных смесей на ПБВ вместо битума на 15-20%, что требует обоснования целесообразности их применения для конкретных условий эксплуатации. Снизить себестоимость приготовления асфальтобетонных смесей возможно за счет использования в их составе резиновой крошки изношенных автомобильных шин и гранулята старого асфальтобетона.

 Изношенные шины скапливаются в местах эксплуатации: в автохозяйствах, на обочинах автомобильных дорог, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях и др., что приводит к загрязнению земли, обочин дорог и переполнению свалок. Однако, изношенная шина содержит не менее 50% резины, более 30% металла, текстильные отходы. В свою очередь, основными составляющими резины являются каучук (до 50%) и технический углерод (30-35%), вулканизирующие агенты, стабилизаторы и др. Стоимость дробленой резины ниже синтетических полимеров и каучуков, которые используются при приготовлении ПБВ.

 Современные технологии обеспечивают переработку автомобильных покрышек, отделяя исходную резину от синтетического и металлического корда, превращая ее в тончайший резиновый порошок, который может быть перспективным модификатором нефтяного битума для обеспечения потребностей дорожного строительства.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://ucgrus.com/catalog/dobavki-dlya-dorozhnogo-stroitelstva/vysokotekhnologichnye-bitumno-polimernye-materialy/

https://abz4-asfalt.ru/a241348-effektivnosti-primeneniya-polimerasfaltobetona.html

https://www.sthim72.ru/about/

http://dor-snab.com/wp-content/uploads/2020/04/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%90%D0%94%D0%9C_%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F.pdf

https://better-rf.ru/