Российский рынок дорожно-строительной и спецтехники в январе—июне 2021 года вырос на 50,6%, до 9,6 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (учитывают данные импортеров, которые представляют около 80% сегмента). Наиболее активно спрос рос во втором квартале — на 74,4%, до 5,6 тыс. машин, тогда как за первые три месяца 2021 года было реализовано только 3,7 тыс. единиц техники, что на 26,4% выше, чем годом ранее.

По данным Международного торгового центра (ITC), в 2019 году доля российской продукции в суммарном объеме мирового экспорта дорожно–строительной техники составила лишь 0,36%, говорится в исследовании. При этом импортирует Россия необходимую для дорожного строительства технику в объемах, на порядок превышающих поставки на внешние рынки.

Аналитики согласны, что российский парк спецмашин устарел, но главная проблема в отсутствии возможности для некоторых регионов позволить себе новую технику.

К основным видам ДСТ в России, по данным АЕБ, относятся гусеничные экскаваторы (31% рынка), экскаваторы-погрузчики (27%), погрузчики с бортовым поворотом (9%), гусеничные тракторы (8%), колесные погрузчики (8%), колесные экскаваторы (5%), автогрейдеры (5%), катки (4%), асфальтоукладчики (2%), сочлененные и карьерные самосвалы. По данным АЕБ, в нынешнем году особенно высокий рост продаж показали автогрейдеры (рост продаж по итогам первого квартала на 52%), колесные экскаваторы (плюс 38%), экскаваторы-погрузчики (плюс 29%). Скромнее выросли продажи гусеничных тракторов (плюс 18%). Впрочем, некоторые виды техники оказались в заметном минусе — это, в частности, асфальтоукладчики (минус 24% по сравнению с первым кварталом прошлого года).

На сегодняшний день российский сегмент дорожно–строительной техники не восстановил объем продаж, который демонстрировал до кризисного падения в 2015 году (в 2014 году – 215 млрд руб., в 2015 году – 125 млрд руб.). Начиная с 2016 года рынок встал на траекторию роста, и основным драйвером, позитивно сказывавшимся в последние годы на его динамике и благоприятно влиявшим на итоговый объем продаж, стали меры государственной поддержки. Если говорить о структуре рынка, то основной продуктовой позицией, определяющей количественную динамику отрасли, являются экскаваторы. Технически ключевым драйвером развития отрасли в настоящее время является развитие в России производства экскаваторов–погрузчиков, ранее поступавших в страну преимущественно по импортным каналам.

Заметный рост спроса на дорожно-строительную технику сейчас прежде всего связан с объемами строительства и ремонта дорог в стране, которые идут нарастающими темпами: по данным Минстроя РФ, только в текущем году в стране запланированы ремонт и строительство 23 тыс. км дорог, а до конца 2024 года предполагается отремонтировать еще 77 тыс. км и построить 8,5 тыс. км региональных и федеральных дорог. «Развивать продажи строительной техники позволяет фокус государства на национальные проекты, в особенности в области инфраструктуры и дорожного строительства. В ближайшее время эти проекты продолжат оказывать хорошую поддержку строительной отрасли», — говорит Михаил Маклаков, директор по продажам строительной техники компании John Deere. Причем, отмечает эксперт, рынок двигают не только нацпроекты, напрямую связанные со строительством — такие как «Безопасные качественные дороги».

Одним из основных инструментов стимулирования отечественного производителя в России выбран утилизационный сбор. Формально он направлен на защиту экологии, но этот платеж возвращается компаниям, производящим технику в стране. С конца прошлого года Минпромторг говорит о том, что утильсбор на дорожно-строительную технику и другую спецтехнику может быть повышен, для того чтобы стимулировать локализацию ее выпуска в России. Такой шаг может привести к росту розничной цены на большинство видов ДСТ на 15–25%, отмечают эксперты, и как раз ожидание такого скачка цен сейчас сильно стимулирует продажи. «Нынешнее стремительное развитие рынка связано прежде всего с ожиданием значительного повышения ставки утилизационного сбора, — говорит Юта Кацушима, директор подразделения по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia. 

Объемы рынка остаются меньше, чем в докризисные годы, средний возраст эксплуатируемых в РФ спецмашин растет, так как потребность в обновлении закрывается старым парком, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, отмечая, что это происходит при росте объемов строительства.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://www.kommersant.ru/doc/4927657

https://plus.rbc.ru/news/60ad27d37a8aa960eba5e732

https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnyj-transport/7394-traektoriya-rosta.html

https://plus.rbc.ru/news/60ad27d37a8aa960eba5e732