Ассоциация развития стального строительства (АРСС) рассказывает о передовых методах защиты от коррозии, новых и уже зарекомендовавших себя технология

Мировые убытки от вызванных коррозией проблем составляют среднем от 3 до 5 % от валового национального продукта. Реальные экономические потери в РФ от коррозии с учетом старения металлофонда намного больше. Ассоциация развития стального строительства большое внимание уделяет сохранению и защите стали от коррозии. Мы проводим просветительские семинары и вебинары, спикеры которых рассказывают о новых методах защиты стали. Также АРСС сотрудничает с Центром по развитию цинка в части задач по сохранению металла.

Коррозия делится на три подвида: по виду коррозионной среды (газовая, жидкостная, атмосферная, почвенная и коррозия, блуждающими токами), по характеру разрушений (сплошная, местная и межкристаллитная), по процессам (химическая и электрохимическая). Мероприятия по защите изделий от коррозии также можно поделить на две большие группы. Это катодная защита, когда к стальной конструкции прикрепляется металл с более сильными электроположительными свойствами, он и разрушается в первую очередь. Или же изолирующая защита - она прочно и плотно прилегает к поверхности стали, и ограничивает доступ реагентов, разрушающих конструкцию.

Более широко сейчас используется изолирующая защита. Это, например, хромирование и лакокрасочные материалы - так называемые методы пассивной защиты. Гарантийный срок службы ЛКМ составляет не более 5 лет, но главное преимущество - низкая стоимость. Говоря о долговременном эффекте следует отметить, что здесь нужна более сложная система защиты материала, включающая в себя нанесение грунтов и тщательную подготовку поверхности, которая зачастую занимает больше времени, чем сама покраска. Речь идет о горячем цинкировании металла. Стоимость окраски металлоконструкций напрямую зависит от того, были ли они в эксплуатации, или только изготовлены.

Цинковое покрытие является трехслойным. Первым слоем на поверхности изделия располагается сплав железа с цинком. Вторым слоем кладется чистое цинковое покрытие. Третий слой - карбонатно-оксидное цинковое покрытие, которое еще называют патиной. Существует несколько способов защиты от коррозии с использованием цинка. Для использования этого метода необходима качественная и тщательная подготовка поверхности. Кроме того, полимерные наполнители склонны к сезонному растрескиванию. А налипший слой цинкового порошка не всегда достаточен для предотвращения коррозии. В последнее время появилось множество лакокрасочных покрытий в которых утверждается что они содержит 92-95 % цинка и поэтому обладают протекторным действием. 

Специалисты группы НЛМК совместно с Институтом физической химии и электрохимии (ИФХЭ) РАН начали натурные испытания цинкалюмомагниевого покрытия (ЦАМ) для холоднокатаного проката. Новое покрытие делает металлопрокат в 3 раза более стойким к коррозии по сравнению с цинковым, а благодаря высокой пластичности защищает металл от растрескивания при механической обработке, сообщает пресс-служба металлургической компании.

Образцы стали с новым покрытием подвергают воздействию повышенного содержания диоксида серы в воздухе, агрессивному воздействию аэрозоля морских солей, а также высокой влажности воздуха при низких температурах. В отличие от стандартного оцинкованного проката, сталь с ЦАМ-покрытием потенциально может использоваться в средне- и сильноагрессивных средах, при повышенных нагрузках.

Антикоррозионная защита мостовых сооружений

Своевременные и качественные работы по поддержанию моста - залог долговечности его эксплуатации. Антикоррозионная защита металлоконструкций моста – один из неотъемлемых этапов работ при его строительстве и ремонте.

Для металлоконструкций мостов характерна электрохимическая коррозия, при которой на поверхности корродирующего металла образуются анодные и катодные участки. При воздействии влаги, которой подвергаются элементы металлоконструкций, происходит электрическое соединение анодных и катодных участков между собой.
Создаваемая движущимся автотранспортом среда, насыщенная образующимися в выхлопе газообразными агрессивными соединениями и хлоридами (в период применения антиобледенительных средств), а также грязь, попадающая с проезжей части и автотранспорта на металлоконструкции, отрицательно действуют на покрытие и металл, значительно увеличивая скорость развития коррозии, особенно в местах с затрудненным проветриванием. На скорость коррозии также влияет механическое воздействие на лакокрасочное покрытие песка, щебня и других материалов, которые могут приводить к механическому повреждению и износу покрытия. При наличии внешней причины в виде блуждающих токов коррозия обычно усиливается.



При оценке технического состояния конструкций мостов, пораженных коррозией, прежде всего, необходимо определить вид коррозии. Это дает возможность разработать наиболее обоснованные мероприятия по восстановлению несущей способности и защите конструкций от коррозии.

Защиту металлоконструкций пролетных строений мостовых сооружений от коррозии следует осуществлять:

  • лакокрасочными покрытиями;
  • комбинированными металлизационно-лакокрасочными покрытиями.

Ряд поверхностей металлоконструкций мостов неизбежно, в силу своего расположения, испытывают повышенную коррозионную нагрузку. К элементам, эксплуатируемым в особо агрессивных условиях, в первую очередь, относятся элементы, расположенные непосредственно у проезжей части (ограждение безопасности, элементы ферм на высоте до 2 - 2,5 м от уровня проезда) и в зонах деформационных швов. Для долговременной и надежной защиты этих участков от коррозии целесообразно применение комбинированных металлизационно-лакокрасочных покрытий, что позволяет значительно продлить срок противокоррозионной защиты металлоконструкции - до 30 и более лет.

При подготовке проекта антикоррозионной защиты мостов следует учитывать следующие показатели:

  • срок эксплуатации моста от момента совершения последнего ремонта и проведения антикоррозионной защиты   (актуально только для эксплуатируемых мостов);
  • назначение моста;
  • особенности климатических условий, окружающая среда в зоне, где находится мост;
  • степень коррозионной активности окружающей среды в зоне, где находится мост;
  • насколько разрушено старое покрытия;
  • степень коррозии металлической поверхности;
  • нагрузки, которые обычно испытывает мост.

На основе всех этих показателей принимаются решения:

  • какие степени очистки и технологии следует выбрать;
  • какую систему ЛКП подобрать, и какой способ ее нанесения использовать;
  • как правильно проконтролировать состояние окружающей среды в зоне работ;
  • как правильно контролировать соблюдение технологий;
  • как будет осуществляться контроль за соблюдением правил техники безопасности.

При выборе оптимальных систем покрытий и параметров технологического процесса, обеспечивающих заданный срок службы и требуемое качество выполнения работ, все поверхности металлоконструкций мостовых сооружений, подлежащие окраске, следует классифицировать по следующим характеристикам:

  • сложность доступа к поверхности;
  • сложность выполнения технологических операций;
  • ответственность конструкции;
  • степень коррозионного воздействия.

В целях обоснованного определения фактических трудозатрат на ремонт при определении объемов работ поверхности конструкции целесообразно группировать на сходные по сложности доступа, сложности выполнения технологических операций и степени коррозионного воздействия.

В статье использованы материалы следующих источников

https://mc.ru/news/nw/news_id/12665

https://www.mperspektiva.ru/topics/sovremennoe-oborudovanie-i-zashchita-metallokonstruktsiy-ot-korrozii/

http://v-psm.ru/mostov