Щебеночно-мастичный асфальт был разработан в Германии в 60-х годах 20 века. Постоянно растущие нагрузки на дороги, разрушение существующих покрытий, вследствие роста числа транспортных средств, а также активного использования шипованных автомобильных шин, все это вынудило специалистов к разработкам и испытаниям нового и инновационного дорожно-строительного материала.
Изначально, дефекты асфальтового покрытия устранялись с помощью специальной мастики, которую посыпали щебнем и уплотнителем.
Этот способ доказал своб эффективность в износостойкости. К сожалению, разработки имели ряд значительных недостатков, а именно: высокую стоимость работ и низкую, по причине большого объема ручного труда, производительность.
Для устранения выше указанных недостатков процесс приготовления смеси перевели на специазилизрованные предприятия - стационарный асфальтобетонный завод. При транспортировке приготовленной на заводе щебеночно-мастичной смеси к объекту асфальтирования, появилась другая проблема — расслаивание смеси (вытекание битумного вяжущего с поверхности минерального заполнителя).
Современные разработки доказали эффективность целлюлозного волокна для дорожных объектов с повышенной степенью нагрузки.
Благодаря новой добавки в составе ЩМА эксплуатационные характеристики дорожного покрытия значительно выросли. Целлюлозная добавка повышает абсорбционные свойства битума и делает дороги более долговечными. Качество асфальта и эксплуатационные характеристики дорог улучшаются, дорожное движение становится более безопасным.
В качестве сырья производства эковаты применяются возможные отходы бумажного и целлюлозного производства, как и макулатурная бумага домашних хозяйств. Этапы производство целлюлозного асфальтового волокна: от предварительного измельчения сырья и отделения возможных включений до переработки до окончательной фракции и упаковки готовой продукции при поставке волокна в рассыпном виде или же передачи его на дальнейшее гранулирование. Таким образом на асфальтобетонные заводы поставляется целлюлозный наполнитель в таком виде и в таких упаковках, которая удовлетворяет дозирующую систему этих заводов.
Сейчас на рынке стабилизаторов предлагают большой ассортимент видов добавок как импортных производителей (немецкие, итальянские, и т. д.), так и российских. Все они отличаются происхождением основного компонента — волокна, которое и является стабилизатором. На фоне остальных производимых добавок выделяется гранулированный стабилизатор Хризотоп производимый в России из минерального волокна. Помимо обеспечения требуемого коэффициента стекания для готовой смеси ЩМА, волокна добавки также отличаются высокими показателями устойчивости к гниению, водо- и термостой-костью, а также высокой прочностью на разрыв. Минеральные гранулы, в отличие от целлюлозных (органических), не теряют своих свойств очень длительное время и при необходимости после могут быть реализованы в течение нескольких сезонов. Известны случаи, когда добавку успешно использовали после пяти лет хранения!
Залогом отличного качества данной добавки является применение исключительно сортового первичного волокна, являющегося готовой сертифицированной товарной продукцией, а не вторичных отходов. Оптимально подобранная плотность гранул позволяет им легко распадаться в смеси, что ведёт за собой равномерность распределения. А в силу особенностей самого волокна обеспечивается равномерность распределения добавки, что ведёт к дополнительному микроармированию асфальтобетона.