К 2024 году, по заявлению президента России, будет построено продолжение трассы М12 "Москва-Казань" вплоть до уральской столицы. А дальнейшие амбициозные планы застройщиков - продлить ее до самого Омска на восток и до Краснодара на юг. Соединить ключевые регионы страны возможно только самой современной высокоскоростной дорогой. Строительство таких магистралей требует не просто тщательного проектирования и проработки каждого участка, но и подбора совершенно новых дорожных материалов.
Требования с асфальтовым покрытиям ужесточаются, в 2023 году входит в полную силу новый государственный стандарт ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия». Новый норматив пришел на смену старому стандарту - ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», который полностью прекратит свое действие с 1 июня 2023 года. Это значит, что через 3 года при ремонте, реконструкции и строительстве дорог в России будет использоваться асфальт, изготовленный исключительно по новому ГОСТУ.
И, если с асфальтобетонами все очевидно, переориентировать производства на новые стандарты сложно, но за 3 года точно реально. То как быть производителям нерудных материалов. Только крупнейшие заводы смогли легко перейти на выпуск евро-фракции щебня - более структурированных, пригодных к производству дорожных оснований и покрытий прогрессивного образца. Так, завод "Уральский щебень" в п. Покровск-Уральский Свердловской области уже в 2020 году встал на новые рельсы. Здесь производятся только высококачественные евро-щебни по ГОСТ 32703-2014. Порода материала располагает исключительно к дорожным нуждам - диориты (магматические изверженные породы) лучше всего адаптированы под работу в автодорожном секторе.
Ввиду возрастающей потребности в надёжных материалах, щебеночный завод на месторождении "Гора Липовая" стал активно развивать и наращивать производство - сегодня это уже 2.2 млн тонн в год. Расположение на севере обрасти (округа г. Североуральск) позволяет в будущем обеспечивать не только масштабные стройки Свердловской области, но и потребности регионов ХМАО, ЯНАО, Коми, а также отправлять вагонами щебень в Татарстан, Тобольск, Тюмень, Нижневартовск.
Когда встает вопрос о том, каким щебнем будут строить подходы к Екатеринбургу, - единого ответа нет. На территории поблизости к столице Урала работают десятки карьеров. Недаром регион может похвастаться самой низкой ценой и самой высокой плотностью горнодобывающих производства. Среди них можно выделить разве что один из старейших карьеров - ОА "Северский гранитный карьер".
Завод уже более 60 лет снабжает уральских строителей гранитным щебнем, а в 2021 году производится модернизация производства с инвестициями до 800 миллионов рублей. Эти вложения позволяет уже к концу года выйти на производство щебеночной продукции самого высшего качества - кубовидного щебня и щебней еврофракции. Все эти позитивные изменения позволяют подготовиться к будущей масштабной стройке и формировании бесперебойного снабжения объекта "Москва-Казань".