На этой неделе в рубрике “Просто о сложном” рассказываем о величине, которая характеризует упругие свойства объекта при деформации от нагрузки и называется “модуль упругой деформации” или “модуль упругости”.
Модуль упругости материалов дорожной одежды и подстилающих грунтов позволяет максимально учесть свойства грунтов земляного полотна и подстилающего слоя основания и сохранить их стабильные характеристики в течение всего периода эксплуатации автомобильной дороги. Это одна из основных расчетных характеристик при проектировании дорожных одежд автомобильных дорог.
Прочностные и деформационные характеристики определяются в зависимости от расчетной влажности. Чем выше влажность грунта, тем меньше модуль упругости, ниже сцепление и меньше угол внутреннего трения. Повысить модуль упругости можно путем укрепления грунтов, армированием геосинтетическими материалами, устройством набивных свай или дрен, а также комплексными методами, которые включают замену грунта, стабилизацию свойств грунта, пригрузку и другие технологии.
Одной из основных причин разрушения дорожных конструкций является недостаточная несущая способность грунтов земляного полотна и его основания. Остаточные деформации в слоях покрытия составляют 30%, а в основании дорожной одежды и грунтах земляного полотна — 70%. Чтобы увеличить межремонтный срок службы дорожных одежд, важно правильно определить модуль упругости для каждого материала и грунта, а затем назначить и применить полученные данные при расчетах.
Одновременно с повышением модуля упругости должен быть обеспечен поверхностный водоотвод, что приведет в комплексе мероприятий к повышению сцепления грунтов.
Найти другие материалы рубрики можно по хештегу #ликбезАвтобан
Источник: https://t.me/dskavtoban/3328?embed=1