Дорогие коллеги, представляем вашему вниманию новую рубрику — «Просто о сложном», в рамках которой мы будем простым языком рассказывать о сложных терминах и технологиях в дорожном строительстве. Найти такие посты можно по хештегу #ликбезАвтобан.

Строительство автомобильной дороги, в частности земляного полотна и дорожной одежды, — это не просто технологические мероприятия, направленные на сооружение объекта, а целый комплекс физико-механических процессов.

И первый термин, о котором мы расскажем, — водно-тепловой режим, или ВТР насыпи.

Водно-тепловым режимом называют закономерные изменения во времени влажности и температуры в разных местах земляного полотна и дорожной одежды.

В течение года влажность, температура грунтов и материалов изменяются в зависимости от сезонных колебаний температуры воздуха, количества и характера атмосферных осадков. Поскольку уровни годовых осадков и температурные изменения различны для разных климатических зон, характер водно-теплового режима в них тоже отличается.

При этом внутри каждой отдельной климатической зоны влажность грунтов земляного полотна и материалов дорожной одежды зависит от многих факторов: солнечной радиации, цвета покрытий, вида и характера грунтов, слагающих земляное полотно и находящихся под ним, степени их уплотнения, глубины уровня грунтовых вод, поперечных профилей (насыпь, выемка и т. д.), отметок полотна, обеспеченности отвода поверхностных и грунтовых вод и других факторов.

Можно сказать, что водно-тепловой режим в значительной степени зависит от вида и мощности источников увлажнения объекта, на которую влияют осадки, снежный покров, грунтовые воды, неправильный водоотвод и некоторые дополнительные причины. 

Источник: https://t.me/dskavtoban/3040?embed=1