Водно-эрозионная модель для ЯНАО поможет спрогнозировать неблагоприятные для зданий и дорог процессы
Модель разрабатывается ямальскими геоэкологами и учеными из МГУ. Она позволит прогнозировать неблагоприятные гидрологические процессы, которые могут повлиять на объекты капитального строительства в условиях деградации многолетней мерзлоты.
Специалисты изучают распределение снежного покрова и определяют запасы воды в этой массе вдоль автодороги Салехард – Надым – Новый Уренгой.
Данные, полученные в ходе исследования, помогут разработать прогноз влияния весеннего половодья на дорогу и предотвратить возможные нештатные ситуации, включая размывы и деформации дорожного покрытия.
Исследования проводятся не только с помощью традиционных инструментальных методов снегомерной съемки. В процессе используется беспилотник, который проводит воздушное лазерное сканирование.
Ранее в створах мостов и водопропускных труб были установлены датчики контроля уровня воды, ее мутности и температуры. Информация с этих датчиков позволяет рассчитать сток рек и разработать нормативы определения гидрологических характеристик рек округа, что важно для задач проектирования строительства дорог. Также по результатам работ планируется составить карты криогенных и экзогенных процессов на территории, прилегающей к дороге.
Роман Колесников, ведущий научный сотрудник Научного центра изучения Арктики, отмечает, что с 2022 года в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется пилотный проект по организации сети мониторинговых станций для наблюдения за водным стоком и эрозионными процессами.
Источник: https://t.me/izyskateli/3398?embed=1