Продолжаем исследовать историю дорог в России. Что происходило с дорожным строительством в раннее советское время?
В 1920-е годы самым распространенным типом трасс в стране оставались грунтовые. Чтобы поддерживать их в хорошем состоянии и улучшать качество, ремонты проводились с помощью профилирования и добавления глины, песка, шлаков, гравия, жерствы и торфа.
В годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) выпустили около 3000 грейдеров – машин, выравнивающих дорожное покрытие ножом, расположенным рядом с колесами. Примечательно, что на тот момент грейдеры еще выпускались на конной тяге. Несмотря на производство, план по строительству дорог было трудно реализовать. Предполагалось построить 360 тысяч километров новых шоссе и отремонтировать 1.3 миллионов километров уже существующих грунтовых трактов, но не хватало ресурсов: техники, денег и специалистов.
Тем не менее, за период 1928–1932 удалось выполнить часть плана. Построены асфальтированные подъезды к Москве, Ленинграду и другим городам-миллионникам. При этом 90% трасс в России оставались без твердого покрытия. Отремонтировали 102 тысячи километров шоссе. Был сдан в эксплуатацию Чуйский тракт – трасса, которая проходит на границе с Монголией.
В мае 1922 года он получил статус дороги государственного значения, тем не менее был в ужасном состоянии, так как давно не ремонтировался. В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, на месте опасных паромных переправ построили мосты. В довоенное время стройка велась жителями близлежащих сел и заключенными. Строительство шло в тяжелых природных условиях, а орудиями труда были только кирка, лом, тачка и лопата.
Предстоял длительный период стройки по всей стране.
Фото: Wikimedia Commons
Источник: https://t.me/mosinzproekt/988?embed=1