по ГОСТ 32703 для реального производства является избыточное содержание фракции 2,5-5 мм в общей смеси заполнителей, что ведет к усложнению процедур подбора и корректировке составов бетона при работе с мелким заполнителем (аналогичные фракции могут содержаться в поставляемых песках).
Результаты сравнительных испытаний (проведены АО «НИЦ «Строительство» в 2021 году) бетонных смесей, изготовленных с использованием щебней одного месторождения, но произведенных по разным стандартам, продемонстрировали отсутствие качественных изменений в технологических показателях бетонных смесей и физико- механических характеристиках бетонов при использовании сопоставимых фракций щебня с примерно равными показателями содержания пластинчатых и игловатых зерен, при этом остаются вопросы влияния процессов массопереноса в бетоне и, соответственно, на его коррозионную стойкость и защитные свойства по отношению к стальной арматуре.
В целях установления недостающих данных, в 2023 году проводится научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа: «Оценка влияния зернового состава заполнителя на коррозионную стойкость бетонов и защитные свойства по отношению к стальной арматуре ускоренными методами», результаты которой при получении положительных результатов исследований будут способствовать расширению номенклатуры используемого щебня для изготовления бетонов. Испытания запланированы на сентябрь 2023 года. Предоставление заключительного отчета - в декабре 2023 года. По результатам выполненных работ будут представлены предложения по гармонизации вышеуказанных стандартов.

В сфере дорожного строительства в настоящее время одновременно действуют и могут применяться:
1. ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия» (ФГУП "СоюздорНИИ", прекращает действие с 01.06.2024 в части автодорог общего пользования и введением ГОСТ Р 58406.1-2020 Приказом Росстандарта от 31.05.2023 No360-ст);

2. ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» (ТК 465, прекращает действие с 01.06.2024 в части автодорог общего пользования и введением ГОСТ Р 58406.2- 2020 Приказом Росстандарта от 31.05.2023 No 360-ст);

3. ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, полимерасфальтобетон, асфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» (ТК 465, прекращает действие с 01.06.2024 в части автодорог общего пользования и введением ГОСТ Р 58406.2-2020 Приказом Росстандарта от 31.05.2023 No 360-ст);

4. ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия» (ТК 418);

5. ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия». (ТК 418).
ГОСТ 9128-2013 актуализирует требования ГОСТ 9128-2009, касающиеся асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, и впервые нормирует показатели физико-механических свойств полимерасфальтобетонных смесей и полимерасфальтобетона, в том числе показатели трещиностойкости, усталостной прочности, глубины вдавливания штампа, а также зерновые составы смесей с учетом вязкости полимерно- битумных вяжущих (ПБВ) на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен- стирол (СБС).
В марте 2023 года ФАУ «ФЦС» организовано в ТК 465 «Строительство» рассмотрение обращения Росстандарта от 06.03.2023 No 2600-ИК/03 по инициативе ТК 418 «Дорожное хозяйство» от 27.01.2023 No ТК 418/1-34/23 по вопросу необходимости прекращения с 01.06.2023 применения на территории Российской Федерации требований ГОСТ 9128-2013 в части автомобильных дорог общего пользования, по результатам которого в Росстандарт направлен ответ письмом от 17.03.2023 No Исх-217/ТК-465 о преждевременности такой отмены в связи с тем, что это может привести к негативным последствиям в сфере дорожного строительства и ограничению применения полимерасфальтобетонных смесей, если требования к ним не будут регламентированы нормативными документами.

Источник: https://t.me/duraki_i_dorogi/4149?embed=1