​​Завершена проходка самого длинного в мире высокогорного автодорожного тоннеля 

Продолжаем рассказывать про проекты в сфере транспортного строительства в разных странах.

Недавно в Тибете китайская компания CCCC Second Highway Engineering Co., Ltd завершила проходку самого длинного в мире высокогорного автодорожного тоннеля. Тоннель длиной почти 13 км стал ключевым участком будущей скоростной автомагистрали S5 между округами Лхасу и Шаньнань (Лхокха). После открытия тоннеля время в пути от Лхасы до Шаньнаня сократилось до одного часа.

При строительстве использовалось передовое оборудование: трёхстреловые самоходные проходческие комбайны, установки для нанесения набрызг-бетона, электропогрузчики, электроэкскаваторы и т. д. Использование BIM-технологий позволило сократить трудозатраты, повысить эффективность, безопасность и качество работ.

В СМИ пишут, что строительство подобного тоннеля в обычных условиях заняло бы не более четырёх лет. Проходка же тоннеля в Тибете заняла семь лет: трасса тоннеля проходит на высоте 4,3 км над уровнем моря в сложных геологических условиях. Строители столкнулись с проблемами, связанными с условиями ведения работ, затруднёнными протяжёнными участками с крутыми уклонами, плохой вентиляцией, недостатком кислорода, минусовыми температурами, повышенной влажностью грунта и концентрацией опасных газов.

Наши специалисты поделились мнением о проекте. 

Тоннель в Тибете длиной 12,7 км – не рекордный по длине, но это самый длинный из тоннелей, построенных в высокогорье. В мире немало тоннелей со значительно большей протяжённостью: тоннель водопроводной системы Нью-Йорка длиной 137 км, тоннель линии 11 Московского метрополитена длиной 69 км, автодорожный Лердарский тоннель в Норвегии длиной 24,5 км, Чжуннаньшаньский тоннель в Китае длиной 18 км (построенный менее, чем за 6 лет).

Любой тоннель длиной более 3 км – это инженерное сооружение очень большой сложности. Инженерные системы обеспечения тоннеля – вентиляция, дымоудаление, водоотведение, эвакуационные проходы и т. д. – многократно усложняются. Для строительства обычно устраивают «промежуточные доступы». Для этого используют вентиляционные шахты или находят на местности участки понижения рельефа, или организуют доступ сбоку. Иначе усложняется производство работ на больших расстояниях от порталов, и вопросы вентиляции встают очень остро. Не зря упоминается, что использовались именно электрические экскаваторы и электрический транспорт. Дополнительная проблема – время на акклиматизацию рабочих и привыкание к большой высоте. 

Подобные сооружения проектировать сложно. Толща грунтов над тоннелем составляет сотни метров. Выполнить подробные инженерные изыскания на такой глубине невозможно: бурить разведочные скважины глубиной порядка 1 км с шагом 100–200 м – нереально. Кроме того, в горной, скалистой местности, вдали от дорог сложно найти место для доставки бурового станка. Фактическое состояние горных пород, места разломов, зоны сильного обводнения можно выявить только при проходке, а технические решения должны быть определены до начала работ. 

Поспорить здесь можно только с утверждением про низкие температуры, усложняющие строительство. В тоннеле, как в любом подземном сооружении, легко обеспечить положительные температуры при производстве работ. Глубина промерзания грунта может составлять один-два метра, потом температура грунта повышается.

Источник: https://t.me/stroyproekt_spb/293?embed=1