​​На юго-востоке Норвегии из-за сильных дождей, вызванных циклоном «Ханс», обрушился железнодорожный мост: его центральная часть упала в воду из-за разрушения опоры в русле реки. К счастью, никто не пострадал.

Наши специалисты поделились мнением о произошедшем.

Опоры мостов только кажутся массивными и незыблемыми. Поток воды размывает дно. Вокруг опор вода ускоряется и размывает сильнее, чем остальное русло. В зависимости от грунта величина «воронок размыва» может достигать нескольких метров.

Правильно определить поток воды в реке после экстремальных осадков – непростая задача. Для этого проводятся специальные изыскания. Большое значение имеют границы территории, с которой дождевая вода собирается в реку. Но со временем эти границы могут меняться в результате хозяйственной деятельности – мелиорации, вырубки лесов, планировании территории.

Железнодорожные мосты должны проектироваться с учётом возможности пропуска потока воды с вероятностью раз в триста лет. Автодорожные мосты – на поток воды с вероятностью раз в сто лет.

Хорошо спроектированный мост не должно смывать, но обеспечить отсутствие повреждений после сильных дождей или паводка – сложная задача. В Норвегии, как и у нас в Карелии, скальные грунты выходят близко к поверхности. Скорее всего, дно реки представляет собой скалу, сверху которой лежат пески – наносы. Эти пески размываются при сильных дождях и паводке.

Верх скалы под слоем песка – это не красивая ровная площадка, а крайне неровная, сильно наклонная поверхность, и даже по мере раскапывания трудно понять, где валун, лежащий на коренной прочной скале, а где верх скалы. Когда есть только скважина, легко ошибиться при геологических изысканиях. И соответственно, высока вероятность неправильно назначить отметку низа фундамента. А потом сильный поток размоет песок, подмоет валун и смоет опору.

Однако всегда можно сослаться на «глобальное потепление» и сказать, что это не ошибка инженера, а «увеличение количества осадков из-за потепления климата». 

#мнениеСТПР

Источник: https://t.me/stroyproekt_spb/277?embed=1