​​35 лет назад окончено строительство участка Надым — Пангоды — Ягельная

35 лет назад, 19 июля 1988 года, был сдан в эксплуатацию участок Надым — Пангоды — Ягельная.

Участок протяженностью 224 км проектировался «Ленгипротрансом» (сейчас входит в «Группу компаний 1520») в 1970-е гг. Главный инженер проекта – А.Я Хралов. Железная дорога требовалась для развития нефтегазовых месторождений на северо-востоке современного Ямало-Ненецкого автономного округа.

После окончания Великой Отечественной Войны СССР активно продолжил освоение территорий как на востоке страны, так и за полярным кругом. Эти края, несмотря на сложные климатические условия, обладали большими запасами ресурсов, жизненно необходимых советской промышленности для восстановления после войны.

В конце 1940-х гг. руководителями СССР принимается решение о строительстве Трансполярной железнодорожной магистрали Чум — Салехард — Игарка протяженностью 1300 км. Проектирование вели сотрудники «Лентранспроекта» (с 1951 г. — «Ленгипротранс»). Работы велись ударными темпами, на отдельных участках возводилось до 15 км путей в месяц, но в 1953 году после смерти И.В. Сталина строительство приостановили.

В 1970-е гг. интерес к созданию Трансполярной магистрали возродился. Инженеры «Ленгипротранса» продолжили изыскания и разработку проекта железнодорожной линии Надым — Пангоды — Ягельная. Этот участок был необходим для организации доставки оборудования к газовым и нефтяным месторождениям северной части Надым-Пур-Тазовского региона. В обратном направлении планировалось вывозить продукцию Уренгойского газоперерабатывающего завода.

Изыскания на участке Надым — Пангоды были начаты в 1971 году, в 1973 — на участке Пангоды — Ягельная. На всей линии было запроектировано 44 мостовых перехода.

На объекте была применена методика проектирования земляного полотна на вечномерзлых грунтах, разработанная специалистом «Ленгипротранса» — А.П. Кудрявцевым. Эта техника предусматривает сохранение вечной мерзлоты на период как строительства, так и эксплуатации линии. Эффект достигается укрытием мерзлого основания земляного полотна насыпью с бермами, высота которых определяется теплотехническими расчетами. Летом насыпной грунт прогревается и оттаивает, но не настолько, чтобы достигнуть вечномерзлого основания.

В результате освоения региона уже в 1975 году на станции Ягельная был официально зарегистрирован поселок — Новый Уренгой. В последствии он стал крупным производственным центром Уренгойского месторождения и неофициальной газовой столицей России.

В 1988 году строительные работы на участке были завершены из-за снижения финансирования. Некоторое время линия не эксплуатировалась, однако с 2007 года на линии функционирует грузопассажирское сообщение.
 

Источник: https://t.me/lengiprotrans/176?embed=1