Основой будущего алюминиевого моста стали сплавы, способные обеспечить максимальные прочностные характеристики. Один из них произвели в «космической столице» – Самаре, на Самарском металлургическом заводе (СМЗ). Директор по развитию бизнеса и новых технологий СМЗ, руководитель сектора «Машиностроение» Алюминиевой Ассоциации Александр Дриц рассказал об особенностях алюминиевых сплавов, применявшихся в создании уникального проекта.

– Почему для строительства автодорожного моста был выбран сплав 1565ч? Какими преимуществами он обладает? – Алюминиево-магниевый сплав марки 1565ч – это многофункциональный конструкционный материал, который характеризуется высокой коррозионной стойкостью, прочностью и пластичностью. Он обладает хорошей свариваемостью, пригоден для различных видов сварки (аргонодуговая, плазменная и сварка трением с перемешиванием), а также успешно эксплуатируется в разных температурных диапазонах. Неудивительно, что конструкторы выбрали именно 1565ч для строительства автодорожного моста – за его высокие механические и коррозионные свойства.

– Этот сплав создавался специально для строительства автодорожного моста? – Нет, он доступен на рынке более 10 лет – с 2012 года. Самарский металлургический завод разработал и запатентовал его совместно с ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» и НИИ «Стали». Сегодня сплав 1565ч могут выпускать только 2 предприятия в России – СМЗ и Алюминий Металлург Рус из Белой Калитвы. К слову, он также сертифицирован для применения в мостостроении Сводом Правил 443.1325800.2019 «Мосты из алюминиевых сплавов. Пролетные строения», принятым Минстроем России в 2019 году.

– В каких отраслях уже применялся данный сплав? – Благодаря уникальным свойствам спектр применения сплава 1565ч получается довольно широкий. Обеспечивая оптимальное сочетание прочности и пластичности, он отлично зарекомендовал себя в сегменте коммерческого транспорта для производства грузовых вагонов и автоцистерн. Высокая свариваемость и коррозионная стойкость оценена в судостроении: сплав 1565ч позволяет снизить массу корпусных конструкций на 20% по сравнению с традиционными алюминиево-магниевыми сплавами и увеличить топливную эффективность. Используется он и для работы при криогенных температурах для перевозки СПГ.

– Почему именно СМЗ был выбран как завод-поставщик алюминиевых плит из данного сплава? – Разработчикам проекта автодорожного моста нужны были конкретные характеристики алюминиевых плит. Самарский металлургический завод производит их по запатентованной технологии, позволяющей в зависимости от области применения сплава получать требуемый уровень свойств. Уникальный сплав и инновационные материалы помогли заказчику решить сложнейшие технические задачи. – Есть ли особенности в производстве полуфабрикатов для автодорожного моста или оно ничем не отличается от выпуска продукции для судостроения?

Ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. Деятельность Ассоциации направлена на создание оптимальных условий для развития алюминиевой промышленности и смежных с ней отраслей. В Ассоциацию входят 140 компаний, в том числе крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России. На долю этих компаний приходится более 75% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов.

– Безусловно, для каждой продукции есть свои особенности. При производстве полуфабрикатов для автодорожного моста критически важно подобрать правильный сплав, а также состояние поставки и уровень механических свойств. Важной особенностью является высокие свойства сварных соединений, которые и обеспечивает сплав 1565ч. Важно, чтобы детали моста, с одной стороны, обладали необходимой прочностью и выдерживали тяжелые динамические нагрузки, с другой стороны – были удобны для сборки и сварки готовой конструкции, а сам мост получился надежным и долговечным.

– Есть ли примеры полностью алюминиевых автодорожных мостов в мире? – Как экологичное и экономичное решение алюминий в мостостроении применяется уже давно – с 1933 года. Первые мосты были построены в США и Канаде, затем началось строительство в Европе, и сегодня – это стандартная практика во многих странах. Например, в Германии строят примерно 30-40 пешеходных мостов в год. В России строительство первого моста из алюминия датируется 1969 годом: это небольшой арочный пешеходный Коломенский мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге, выполненный из легких сварных алюминиевых труб. Спустя почти полвека, в 2017 году, в России вернулись к использованию алюминия в таких монументальных конструкциях как мосты. И сегодня мы наблюдаем позитивные изменения в этом направлении, как для пешеходных мостов, так и в исторических масштабах – как в случае с автодорожным мостом.

– Какие на ваш взгляд перспективы применения алюминия в мостостроении? – Алюминий обладает довольно большим потенциалом в области мостостроения: он имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими строительными материалами. С точки зрения эстетики он позволяет создавать архитектурно оригинальные и даже футуристические конструкции. В рамках своего жизненного цикла алюминиевый мост требует значительно более низких эксплуатационных затрат, прежде всего, потому что имеет высокую-коррозионную стойкость. Таким образом, это одновременно экономичное, эстетичное и экологичное решение. 

В статье используются материалы из источника:

https://dortransport.com/f/dit_1_2.pdf