Мост через реку Норильскую – главная транспортная артерия производственной цепочки Заполярного филиала «Норникеля», стратегически важный объект для всего города. Круглосуточно и бесперебойно по нему перевозят тысячи тонн грузов – как по автомобильным, так и по железнодорожным путям. Поэтому безопасность и надежность сооружения играют ключевую роль в деятельности компании.

Чтобы обеспечить надлежащее состояние моста, специалисты центра мониторинга зданий и сооружений ЗФ «Норникеля» тесном взаимодействии с обществом «Норникель-Спутник» и профильной научно-исследовательской организацией «СибНИТ» разработали специальную комплексную систему мониторинга инженерных конструкций сооружения. Она работает в автоматическом и непрерывном режиме, своевременно диагностирует любые возможные изменения и передает данные с измерительных приборов в информационно-диагностическую систему ЗФ. В случае превышения каких-либо параметров выдает предупреждающие сигналы и сообщает об этом в диспетчерские службы.

Как рассказал начальник отдела экспертной поддержки геотехнического мониторинга департамента научно-технического сопровождения эксплуатации зданий и сооружений в условиях Крайнего Севера ЗФ «Норникеля» Гиорги Кунчулия, система работает на основе трех уровней.

«На первом, полевом, уровне специальные средства измерения проверяют возможные деформации, напряжения, температуры и другие факторы, которые могут влиять на состояние моста. На втором уровне мониторинга подключенный сервер собирает все данные и обрабатывает их – это позволяет оперативно реагировать на любые изменения состояния моста. Третий уровень – верхний – представляет собой информационно-диагностическую систему, которая работает в режиме реального времени. В случае возникновения каких-либо угроз безопасности система автоматически сигнализирует в ответственные службы», 

– пояснил он.

Для надежного контроля используются различные приборы и технологии. Ключевые – акселерометры, которые устанавливаются на опорах моста: с их помощью можно зафиксировать любые колебания после проезда транспорта по мосту и оценить его воздействие. Для измерения возможных деформаций используются волоконно-оптические датчики с высокой чувствительностью. Они позволяют наблюдать прогибы, вызванные как внешними факторами, например, изменениями температуры, так и внутренними – проезд автотранспорта. Кстати, для контроля температуры грунта и окружающей среды устанавливаются специальные термометры – это важно для предотвращения возможных деформаций из-за тепловых изменений. Также на мосту установлены видеокамеры и датчики перемещения, которые измеряют расстояние между пролетами моста, причем как на железнодорожной, так и на автомобильной полосе.

«Все эти приборы и технологии в комплексе обеспечивают надежный контроль за состоянием моста и позволяют своевременно выявлять и устранять потенциальные угрозы»,

– резюмировал Гиорги Кунчулия.

Ранее «Северный город» рассказывал, что «Норникель» развивает на Таймыре сеть скважин для наблюдения за мерзлотой – в планах компании создание 3D-модели геологического строения территории и обустройство метеостанций на полуострове; в 2025 году система наблюдения за мерзлыми грунтами заработает во всей Российской Арктике – норильский опыт диагностики и термостабилизации свайных фундаментов жилых зданий может быть полезен многим.

В статье используются материалы из источника:

https://news.sgnorilsk.ru/2024/04/02/nornikel-vnedryaet-novye-tehnologii-monitoringa-mosta-cherez-reku-norilskuyu/