В Национальной программе социально–экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года отмечается, что низкий уровень обеспеченности транспортной инфраструктурой существенно сдерживает социально–экономическое развитие Дальнего Востока.
Дорожная сеть ДФО сегодня – это 128,6 тыс. км автомобильных дорог, из которых 11,2 тыс. км – дороги федерального значения (в нормативе 6 тыс. км), 46,5 тыс. км – дороги регионального значения (в нормативе 20 тыс. км) и 70,9 тыс. км – дороги местного значения (в нормативе 33,5 тыс. км).
В рейтинге качества дорог российских регионов лишь Хабаровский край занял относительно высокое 13–е место. Среди других регионов ДФО Чукотский автономный округ находится на 18–м месте, Приморский край – на 27–м, Камчатский край – на 35–м, Сахалинская область – на 39–м, Забайкальский край – на 56–м, Еврейская автономная область – на 67–м. В конце расположились Магаданская область – 76–я, Республика Саха (Якутия) – 79–я и Амурская область – 80–я строчка рейтинга.

Дороги – источник жизни

Приоритетные направления развития дорожного хозяйства в Дальневосточном федеральном округе стали темой совещания в Совете Федерации, которое провел заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. Мероприятие было организовано совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.
Как сказал сенатор, в 2023 году установленных целевых параметров в отношении региональных и муниципальных дорог достигли практически все дальневосточные регионы. Ежегодно на более чем 17 тыс. км автодорог регионального и местного значения проводятся ремонтные работы, что позволило повысить нормативное состояние дорожной сети в субъектах ДФО.
Аналогичная ситуация складывается с достижением плановых показателей по уровню нормативного состояния дорог крупнейших агломераций Дальнего Востока, а также дорог регионального значения, входящих в опорную сеть.
Вместе с тем в ДФО плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,2 раза ниже среднероссийского уровня.
Так, доля соответствующих нормативу автодорог регионального значения в ДФО – 43,3%, в среднем по РФ – 50,6%; местного значения в ДФО – 47,4%, в среднем по РФ – 53,7%.
Доля автодорог с твердым покрытием: регионального значения в ДФО – 73,7%, в среднем по РФ – 92,7%; местного значения в ДФО – 57,4%, в среднем по РФ – 58%.
Анатолий Широков акцентировал внимание на качестве используемых при строительстве дорог материалов и применяемых строительных технологиях: «В особых природно–климатических условиях дальневосточных регионов должны применяться наукоемкие технологии и современные строительные материалы. Это относится не только к строительству и эксплуатации, но и к ремонту автомобильных дорог, тем более что отечественная наука имеет в своем портфеле новые образцы материалов, способных работать в суровых условиях Дальнего Востока и Севера».
Еще одна проблема – нехватка профессиональных кадров в дорожном строительстве. «Зачастую дорожные организации привлекают не очень квалифицированную вахтовую рабочую силу, – сказал сенатор. – Слабая связь между дорожниками и учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования, которые готовят специалистов для дорожной отрасли. Необходимо провести анализ потребности в кадрах для дорожной отрасли на Дальнем Востоке».

Все идет по плану

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко доложил о результатах работы 2023 года и задачах на 2024 год.
Общий объем межбюджетных трансфертов, предусмотренных субъектам РФ в ДФО, в 2023 году составил 25,3 млрд руб. (освоение составило 100%).
Благодаря поддержке из федерального бюджета субъектами ДФО введены в эксплуатацию 963 км дорог.
Одна из основных задач – развитие автомобильных дорог в пределах агломераций. В прошлом году субъекты ДФО выполнили плановые показатели по уровню нормативного состояния дорог крупнейших агломераций. Общая протяженность дорог в нормативе составила порядка 4,1 тыс. км при общей протяженности 5,1 тыс. км.
С учетом корректировки госпрограммы «Развитие транспортной системы» в ДФО будет приведена в нормативное состояние дорожная сеть городских агломераций, образованных населенными пунктами с населением от 20 тыс. человек.
В Дальневосточном федеральном округе 93 автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения включены в опорную сеть протяженностью 8082 км, в нормативном состоянии находятся 3,3 тыс. км, или порядка 41%.
Как проинформировал Игорь Костюченко, в настоящее время предусмотрена реализация 18 объектов строительства и реконструкции на территории восьми регионов. Общий объем финансирования мероприятий в 2024–2028 годах составит более 80 млрд руб.
В период 2024–2026 годов на территории ДФО будут вестись работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения, всего 16 объектов.
Продолжается планомерная работа по обеспечению круглогодичного бесперебойного транспортного сообщения на дорогах А–360 «Лена», А–331 «Вилюй» и Р–504 «Колыма».
В целях ликвидации паромных переправ и автозимников на автомобильных дорогах А–331 «Вилюй» и Р–504 «Колыма» после 2028 года планируется строительство нескольких мостов через р. Алдан и р. Вилюй, а также нового участка автомобильной дороги А–331 «Вилюй» на месте грунтового разрыва.
Общая предварительная стоимость работ по строительству мостов через р. Вилюй составляет 83,2 млрд руб. (111,7 млрд руб. при реализации в период 2028–2032 годов).
Строительство автомобильной дороги А–331 «Вилюй» Тулун – Братск – Усть–Кут – Мирный – Якутск на участке н.п. Верхнемарково – п. Непа – п. Витим – п. Пеледуй – г. Ленск протяженностью 776 км позволит обеспечить круглогодичное бесперебойное транспортное сообщение по автомобильной дороге между Якутией и Иркутской областью. Предварительная стоимость работ – 115,4 млрд руб.
«Росавтодор совместно с субъектами РФ приняли на себя обязательства ежегодно уточнять показатели перспектив развития путем заключения меморандумов с 88 субъектами РФ, это позволит планировать работы на перспективу», – заключил Игорь Костюченко.
Руководством Росавтодора и Минтранса поставлена задача по целевому обучению студентов в РУТ МИИТ. Кроме того, рамках нацпроекта БКД будет проводиться обучение дорожников, непосредственно занятых в строительстве дорог.

Без господдержки не обойтись

Важнейшим фактором дорожного строительства в ДФО является модернизация приграничных пунктов пропуска. Увеличение объема трансграничной торговли зависит не только от пропускной способности пунктов пропуска, но и от нормативного состояния и качества подъездной инфраструктуры, ведущей к пункту пропуска.
До конца 2026 года будут модернизированы 29 пунктов пропуска, их совокупная мощность вырастет в несколько раз. Например, запланировано создание нового пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и сопряженного с ним транспортно–логистического узла в Хабаровске. Регионом уже построен и введен в эксплуатацию мостовой переход через протоку Амурская, соединяющий остров Большой Уссурийский с материковой частью Хабаровского края. Разработан проект на строительство подъездной автомобильной дороги к пункту пропуска, ведутся работы по устройству площадки под пункт пропуска, обеспечивающей незатопляемость пограничной инфраструктуры.
Для поддержки создания транспортной и логистической инфраструктуры при пунктах пропуска на них будет распространен преференциальный режим территории опережающего развития (ТОР).
Заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Евгений Нефедов проинформировал, что созданный в Правительстве РФ штаб по развитию транспортно–логистических коридоров совместно с тремя регионами – Забайкальский край, Еврейская автономная область, Приморский край – проработал вопросы приведения в нормативное состояние дорог на подъездах к пунктам пропуска в этих субъектах. Минтрансом подготовлены предложения по включению в «дорожные карты» мероприятий по ремонту и реконструкции этих дорог с учетом средств как региональных дорожных фондов, так и государственной поддержки.
Участники совещания отметили, что без модернизации автодорожной инфраструктуры эффекта от реконструкции пунктов пропуска не будет.
В настоящее время большая часть подъездных дорог к пунктам пропуска находится в региональной собственности, поэтому приведение их в нормативное состояние должно осуществляться за счет региональных дорожных фондов, больше половины средств которых уходит на текущий ремонт и содержание существующих дорог. Стоимость модернизации всей необходимой приграничной дорожной инфраструктуры в некоторых регионах сопоставима с годовым объемом региональных дорожных фондов, в связи с чем субъекты ДФО нуждаются в дополнительной государственной поддержке из федерального бюджета.
Член Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель исполнительной власти в Совете Федерации от Приморского края Александр Ролик также высказался за выделение дополнительных бюджетных ассигнований в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» на софинансирование мероприятий по реконструкции автомобильных дорог, ведущих к пунктам пропуска через государственную границу РФ. Речь идет о пунктах пропуска в Приморском крае – «Пограничный», «Полтавка», «Краскино», «Турий Рог», «Марково». «Из–за текущего состояния дорог к пунктам пропуска через государственную границу федеральный бюджет теряет порядка 6 млрд руб. таможенных платежей в год. В то же время при приведении в нормативное состояние этих дорог и модернизации пунктов пропуска таможенные платежи увеличатся на 420 млрд руб., – заявил Александр Ролик. – Мы предлагаем осуществлять реконструкцию данных автодорожных объектов и их содержание за счет дополнительных таможенных платежей, полученных от грузооборота автомобильных пунктов пропуска через государственную границу России и КНР».
«Дороги к пунктам пропуска – это в каком–то смысле «лицо» государства, поэтому на приграничные субъекты ложится дополнительное бремя приоритизации мероприятий по приведению их в нормативное состояние, а также по реконструкции отдельных участков дорог», – подчеркнул заместитель директора департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Дмитрий Соломатин.
Он обратил внимание на то, что грузооборот через дальневосточные пункты пропуска в 2023 году вырос на 10% и достиг 210 млн тонн. «При этом объем перевозок автомобильным транспортом увеличился более чем в два раза и достиг 4 млн тонн. Для сравнения: перевозки железнодорожным транспортом выросли на 30%, морским – на 4%», – привел цифры Дмитрий Соломатин.
В настоящее время практически 90% дорожной сети ДФО находится в региональной и муниципальной собственности, как следствие, доля автодорог в нормативном состоянии отстает от среднероссийского уровня, учитывая ограниченность финансовых ресурсов субъектов, доведение средств до муниципалитетов по остаточному принципу. По экспертным оценкам, по итогам 2024 года не во всех субъектах ДФО будет достигнут среднероссийский уровень доли региональных дорог в нормативном состоянии. Но благодаря помощи из федерального бюджета наблюдается позитивная динамика по достижению целевых показателей и фактическому исполнению.
Дмитрий Соломатин предложил вернуться к обсуждению вопроса повышения до 100% норматива зачисления доходов от акцизов на ГСМ в бюджеты субъектов ДФО, чтобы увеличить объемы региональных дорожных фондов. Напомним: в 2021–2024 годах норматив перечисления в региональные бюджеты акцизов на ГСМ фиксируется на уровне 74,9%. На перечисление акцизов на ГСМ в размере 100% регионы перейдут с 1 января 2025 года.

Забайкальский край

Каждый дальневосточный регион имеет свою специфику. Например, в Забайкальском крае только 2,2 тыс. км (29%) автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения имеют асфальтобетонное покрытие. Общая протяженность автомобильных дорог – порядка 22 тыс. км, из них федерального значения – 1,7 тыс. км, регионального и межмуниципального значения – 7,6 тыс. км, местного значения – 12,5 тыс. км. При этом большое количество населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.
По словам исполняющего обязанности заместителя председателя правительства Забайкальского края Алексея Гончарова, большой объем регионального дорожного фонда отвлекается на содержание дорог с щебеночно–гравийным типом покрытия. «Зачастую объем этих средств превышает средства, выделяемые на содержание дорог регионального и межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием, которые мы выполняем в рамках БКД, – заявил Алексей Гончаров. – В итоге у нас не остается средств для муниципалов для того, чтобы увеличить объем дорожных работ по приведению в нормативное состояние либо переводу из переходного покрытия в асфальтобетонное».
Учитывая, что в Забайкальском крае много переходов через границу с Китаем и Монголией и ни один дорожный объект не вводится в строй без привлечения федеральных бюджетных инвестиций, Алексей Гончаров предложил отменить мораторий на передачу в федеральную собственность региональных автомобильных дорог.

Республика Саха (Якутия)

Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Владимир Сивцев поддержал коллегу из Забайкальского края в части снятия моратория по передаче региональных дорог на федеральный уровень, для Якутии это тоже очень актуальный вопрос.
Как сказал Владимир Сивцев, благодаря нацпроекту БКД в республике за последние пять лет введены в эксплуатацию свыше 2,5 тыс. км дорог всех уровней – федерального, регионального и муниципального, отремонтированы более 50 мостов. РС(Я) занимает первое место в ДФО и 18–е место в РФ в части укладки дорожного покрытия.
На сегодняшний день круглогодичная наземная транспортная доступность населения республики составляет всего лишь 20,7%. Строительство только одного Ленского моста способно повысить транспортную доступность до 87%.
По оценке Центра стратегических исследований при главе РС(Я), запуск моста может привести к ежегодному росту ВРП на 3%. Кроме того, этот проект позволит соединить Транссибирскую и Байкало–Амурскую магистрали с Северным морским путем.
Данный проект включен в пятилетний план дорожного строительства на 2024–2028 годы. В 2023 году по результатам повторной экспертизы проекта стоимость мостового перехода была снижена с 176 млрд руб. до 130 млрд руб.
Президент России поручил завершить строительство данного моста до 2028 года. Кроме того, до 1 июля 2024 года необходимо будет обеспечить приведение в нормативное состояние федеральной автомобильной дороги Р–504 «Колыма», соединяющей Якутск и Магадан.
Источником финансирования данных мероприятий могут быть бюджетные кредиты из федерального бюджета и специальные казначейские кредиты.

Хабаровский край

Протяженность автомобильных дорог в Хабаровском крае составляет более 11 тыс. км, из них краевого значения – более 3,3 тыс. км, протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием – более 9,9 тыс. км, с усовершенствованным покрытием – более 3,8 тыс. км.
В 2023 году объем средств дорожного фонда Хабаровского края составил 9,6 млрд руб., в том числе из федерального бюджета более 2 млрд руб.
За период с 2019 по 2023 год в рамках реализации нацпроекта были отремонтированы свыше 700 объектов дорожного хозяйства общей протяженностью 724 км, в том числе 74 моста общей протяженностью более 1,6 тыс. пог. м на сумму 14 млрд руб. На конец 2023 года 69,5% дорог края соответствовали нормативным значениям.
Объем средств регионального дорожного фонда на 2024 год составляет 9,1 млрд руб., из федерального бюджета – 2,2 млрд руб.
На 2024 год запланирован ремонт 82 объектов уличной дорожной сети и дорог регионального значения протяженностью 90 км, а также 24 искусственных сооружений общей протяженностью более 275 пог. м.
По итогам 2024 года планируется увеличить долю дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии, до 85%, а также выйти на целевой показатель региональных дорог Хабаровского края, находящихся в нормативе, –
более 61% при плане 50%.
По инициативе губернатора Хабаровского края в регионе осуществляется флагманский проект «Край комфортного проживания», согласно которому до 2027 года в нормативное состояние будут приведены более 800 км автодорог.
За период 2022–2023 годов в крае при поддержке федерального бюджета уже приведены в нормативное состояние 450 км дорог. В 2024 году запланировано приведение в нормативное состояние еще более 100 км.
В Хабаровском крае ведется реконструкция социально значимой автомобильной дороги Комсомольск–на–Амуре – Чегдомын, которая обеспечивает связь краевого центра и Комсомольска–на–Амуре с населенными пунктами, расположенными вдоль Байкало–Амурской магистрали. Для обеспечения сквозного круглогодичного движения между городом Комсомольском–на–Амуре и поселком Чегдомын осталось провести реконструкцию 35 км.

Магаданская область

В Магаданской области общая протяженность автомобильных дорог составляет 2698 км, с асфальтобетонным покрытием из них только 515 км.
В 2023 году доля региональных дорог, отвечающих нормативным требованиям, составила 37%, местных – 46%, федеральных – 93,7%.
Правительство Магаданской области намерено обеспечить приведение в нормативное состояние не менее 85% протяженности всех автодорог региона к 2030 году.
С 2019 по 2023 год в результате реконструкции, строительства и ремонта введены в эксплуатацию 118 км автодорог и 179 пог. м мостовых сооружений. В том числе в рамках НП «БКД» отремонтированы 93 км региональных и 25 км местных автодорог.
Объем финансирования дорожной деятельности, направленный на содержание, ремонт и капитальный ремонт автодорог и мостовых сооружений, из бюджетов всех уровней в прошлом году составил 2,1 млрд руб., из них федеральный бюджет – 361 млн руб., областной бюджет – 1,8 млрд руб.
В 2024 году объем финансирования дорожной деятельности составит 1,5 млрд руб. при условии опережающего финансирования с 2025 на 2024 год. На мостовые сооружения планируется предусмотреть почти 479 млн руб. и ввести в эксплуатацию мост через реку Ага.
Как сказал первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Виктор Ходаков, для оценки состояния дорог и мостовых сооружений региона в 2024 году запланирована диагностика автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, что позволит сделать объективный вывод о фактическом состоянии автомобильных дорог.
«По сути дела, мы сегодня говорим не о километрах и тоннах, мы говорим о людях, живущих на Дальнем Востоке. И наша общая государственная задача состоит в том, чтобы жили они там чуть более комфортно, а в идеале – совсем комфортно, примерно так же, как в европейской части страны», – заключил Анатолий Широков.

В статье используются материалы из источника:

https://transportrussia.ru/razdely/transportnaya-infrastruktura/10826-faktor-uspeshnogo-razvitiya.html