Потребление алюминия на внутреннем российском рынке к 2026 году должно вырасти более чем на 400–500 тыс. т и составить 1,5 млн т ежегодно, что в показателях на душу населения составит около 10 кг в год, приблизившись к среднемировому значению. Такие цели ставит перед собой Алюминиевая ассоциация, объединяющая 130 компаний – переработчиков алюминия, на чью долю приходится более 70% продукции высоких переделов. Основания для оптимистичных прогнозов есть. Сейчас на внутренний рынок направляется порядка 1 млн т из 4 млн т производимого в стране алюминия, и в 2023 году спрос на внутреннем рынке значительно вырос, обогнав даже уровень 2021 года.
Еще несколько лет назад применение алюминиевых решений в стране было ограничено устаревшими нормами, хотя во всем мире, наоборот, только росло и расширялось. Сейчас многие барьеры сняты, и это позволяет успешно преодолевать отставание. «Это комплексная, многоаспектная работа большого пула специалистов, – рассказывает председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская. – Один из ярких тому примеров – возвращение алюминиевой проводки в жилищное строительство. Алюминиевый сплав в электропроводке – это ноу-хау последнего времени для России. В мире же практика использования проводки из алюминиевого сплава широко распространена. Вот уже несколько лет проводка из высокотехнологичных алюминиевых сплавов активно используется в России при строительстве многоквартирных домов».
В различных отраслях ассоциация поддерживает инновационные проекты по применению алюминия. К примеру, это алюмоциркониевые провода для воздушных линий электропередачи, алюминиевые диски и элементы для автомобилей, в том числе семейства Aurus (рычаги, поворотные кулаки, опоры двигателя, коробка, двигатель, в освоении капот), аддитивные технологии и 3D-печать для авиакосмической отрасли, инновационные вагоны-хопперы. Большие перспективы у алюминия в строительстве мостовых конструкций и дорожной инфраструктуры: это и мостокомплекты, и мосты по нацпроекту «Безопасные качественные автодороги», и первый автомост, строительство которого сейчас находится на финальной стадии. «Применение алюминия растет благодаря появлению новых сплавов, новых технологий, включая инновационные технологии сварки», – отметила Ирина Казовская.
В последнее время освоено производство целого спектра кабельной продукции с применением алюминиевых сплавов, которая может применяться в метрополитене, нефтегазовой отрасли, уличном освещении, в сложных природно-климатических условиях и во многих других сферах, где предъявляются повышенные требования к надежности. «Такие кабели безопасны и эффективны, а за счет своей низкой стоимости по сравнению с медными аналогами позволяют существенно экономить на проектах. Интересно, что переход с меди на алюминий отмечается и в мире в целом. Кабельщики утверждают, что применение алюминия позволяет на 50% сократить стоимость текущих проектов», – подчеркнула Ирина Казовская. Уже сейчас в большинстве проектов кабельной отрасли можно применять алюминий 8ххх серии – принципиально новый сплав, разработанный специально для энергетической отрасли.
Один из крупнейших потребителей алюминия во всем мире – строительная сфера. Алюминиевая отрасль предлагает для нее такие решения, как светопрозрачные конструкции, элементы внешней и внутренней отделки (фасады и подвесные потолки), ограждения, радиаторы отопления, внутридомовая проводка. Современные фасадные и оконные системы из алюминия обладают высокими теплоизоляционными свойствами. Это позволяет экономить энергию на отопление или обогрев помещений, что соответствует требованиям современного зеленого строительства. Алюминий все чаще применяется при строительстве и реконструкции общественных пространств: он использован во всех последних 30 станциях московского метро, а в планах на 2024–2025 годы – алюминиевые решения еще для 20 новых станций.
В дорожной инфраструктуре применение алюминиевых сплавов благодаря большому жизненному циклу и низкой стоимости владения позволяет сокращать стоимость проектов. В настоящее время в разной степени реализации находятся 63 мостовых сооружения из алюминия. Это в том числе и экспортные проекты пешеходных мостов, востребованные за рубежом. В машиностроении алюминий применяется в сварных крупногабаритных панелях (так называемые СКО-панели) и надстройках для гражданских судов, вертолетных площадках. Алюминиевые решения обладают большим потенциалом в развитии причальной инфраструктуры на побережьях Балтийского, Черного, Каспийского морей, в акваториях внутренних водоемов. А для строительства школ и больниц российские компании разрабатывают сборные прочные модульные решения с широким использованием алюминия. Строительство быстро возводимых экологичных модульных отелей с применением алюминия позволит развивать туристическую инфраструктуру, добавила Ирина Казовская.
Кроме того, Алюминиевая ассоциация реализует ряд проектов по развитию потребления алюминия в автопроме (локализация производств литых компонентов, легкосплавных колес, развитие двигателестроения), локализации производства теплиц, пассажирских вагонах для скоростных магистралей и вагонах метро, производстве авиационных компонентов, развитии судостроения. Один из крупнейших рынков – производство товаров народного потребления: замещение импорта посуды и радиаторов, развитие рынка банок, туб и баллонов, развитие упаковки на основе фольги.
«Мы боремся за доверие потребителей к алюминию. И в первую очередь мы активно работаем по борьбе с контрафактной продукцией и продукцией, не соответствующей обязательным требованиям», – отметила Ирина Казовская. Эксперты Алюминиевой ассоциации провели огромную работу по стандартизации: в 2020–2021 годах утверждено 63 документа, а до конца 2026 года планируется разработать еще 38. «Наши эксперты участвуют в актуализации нормативной базы в самых разных сферах: в строительстве, транспортном машиностроении, энергетике, дорожной инфраструктуре – везде, где есть такая необходимость», – подчеркнула председатель Алюминиевой ассоциации.
Важное направление работы – внедрение принципов устойчивого развития на предприятиях отрасли для соответствия зеленой повестке. «В силу своих уникальных характеристик алюминий как конструкционный материал в наибольшей степени отвечает требованиям экономики замкнутого цикла, – обратила внимание Ирина Казовская. – Поэтому металл будет востребован во многих отраслях экономики, в частности, возобновляемой энергетике, производстве электромобилей, упаковке и, конечно, строительстве». Зеленое строительство, по ее словам, повышает эффективность эксплуатации зданий и сооружений и снижает объем расходов на 14% в течение пятилетнего жизненного цикла. Недавно при участии ассоциации в России был разработан и внедрен механизм расширенной ответственности производителя, направленный на стимулирование использования упаковки из перерабатываемых материалов, таких как алюминий.
Пока только четверть производимого в России алюминия потребляется на внутреннем рынке. «Это связано как с недостаточными мощностями высоких переделов, так и с низким уровнем внутреннего спроса. Применение алюминия обеспечивает технологическую независимость страны. Сегодня важно определить проекты, которые являются ключевыми для обеспечения технологического суверенитета, а также номенклатуру, которую можем производить в стране», – считает Ирина Казовская. Опыт в этом наработан значительный: за десятилетие производство алюминиевых изделий в России увеличилось на 45%. Наращивание объемов строительства жилья, промышленных и коммерческих объектов, реализация масштабных программ по развитию инфраструктуры – железных дорог, мостов и путепроводов создает предпосылки для дальнейшего роста. «И наша отрасль готова предложить для каждого из названных направлений инновационные алюминиевые решения. Собственно, уже это с успехом и делает», – подчеркнула Ирина Казовская.
В статье используются материалы из источника:
https://www.ng.ru/economics/2023-12-17/8_8904_17122023.html