Применение комплексных минеральных вяжущих (КМВ) меняет привычный облик дорожного ремонта: остатки старого полотна измельчаются и выкладываются на место новой дороги с добавлением цемента или минеральной смеси.

Технология холодной регенерации, также известная как холодный ресайклинг, применяется для ремонта автомобильных дорог. Суть метода заключается в повторной переработке материалов дороги.

Для этого старое покрытие из асфальта дробят и одновременно смешивают ресайклером с добавлением комплексного минерального вяжущего (КМВ) или цемента, воды, битумной эмульсии и — если необходимо — скелетными материалами из камня. Новый слой уплотняется катками, при этом контролируется ряд параметров.

Ключевой элемент технологии — применение КМВ: компания ЦЕМЕНТУМ производит линейку высококлассных вяжущих под брендом DOROMIX специально для технологии холодной регенерации. В их составе — клинкер из портландцемента и минеральные компоненты, которые подбираются индивидуально для каждого грунта и каждой дороги по результатам лабораторных испытаний.

КМВ DOROMIX выпускают по ГОСТ на всех заводах ЦЕМЕНТУМ, расположенных на территории ЦФО и ПФО.  Кроме того, производство осуществляется с применением «зеленых» технологий: компания активно участвует в реализации трех из четырех отраслевых программ Федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», направленного на увеличение доли использования вторичных ресурсов. Применение отходов промышленности, остатков сортировки твердых коммунальных отходов в качестве альтернативного топлива, а также вовлечение в повторное использование отходов строительства для производства высококачественных материалов позволяет ЦЕМЕНТУМ снизить углеродный след продукции и повысить экологичность проекта уже на стадии подбора строительных материалов.

Почему холодная регенерация популярна?

Холодная регенерация позволяет снизить смету на строительство до 30% по сравнению с традиционной технологией при тех же или сокращенных сроках. Полотно, в основу которого положен переработанный таким методом материал, прочнее и медленнее поддается износу.

Технология исключает появление отраженных или усталостных трещин на полотне, что особенно актуально для дорог с повышенной транспортной нагрузкой и проектов повышенной ответственности: федеральных трасс, дорог в центрах городов и др.

Также очевидно, что холодная регенерация снижает затраты на утилизацию старого полотна практически на 100%.

Технология используется относительно недавно: ее применение расширили в рамках новых отраслевых стандартов, регламентирующих восстановление асфальтобетонных покрытий и оснований автодорог. Спрос подстегнули и правительственные инвестиции: так, в рамках принятой программы на строительство, ремонт и реконструкцию дорог по всей России выделят более 13 трлн рублей, поэтому отрасль активно ищет пути сокращения сроков строительства и смет. Холодная регенерация — одна из самых выгодных технологий такого рода.

Ноу-хау ЦЕМЕНТУМ: сервисный и проектный подходы

ЦЕМЕНТУМ поставляет для дорожных объектов качественные материалы: цемент и комплексные минеральные вяжущие, ЖБИ, щебень, а также выступает полноценным партнером каждого строительного проекта с применением современных технологий. Компания предоставляет партнерам целый ряд сервисов на строительной площадке и в лаборатории:

  1. Разработка состава асфальтогранулобетонной смеси (АГБС) или органоминеральной смеси (ОМС). Дорожные инженеры компании отбирают точечные пробы покрытий, а Испытательный центр ЦЕМЕНТУМ подбирает состав КМВ и добавок для полного соответствия требованиям НТД. По итогам испытаний заказчик получает протоколы от аккредитованной лаборатории, а после завершения работ — протоколы соответствия требованиям для закрытия отчетности.
  2. Штамповые испытания. Дорожные инженеры не только отбирают керны, но и проводят испытания прочности, влажности, деформации и других параметров полотна — статическим и динамическим штампом. Это помогает определить на пробных участках, правильно ли подобрана смесь, а после конца проекта — проверять, достигнута ли желаемая прочность.
  3. Техническая поддержка пусконаладочных работ. В нее входит:
  • Контроль распределения КМВ техникой;
  • Определение режима работы ресайклера;
  • Контроль качества перемешивания грунта с вяжущим;
  • Контроль фактической влажности АГБС/ОМС и ее корректировка при необходимости;
  • Определение режима уплотнения катками и составление акта пробного уплотнения;
  • Отбор образцов смесей АГБС/ОМС из-под ресайклера для определения соответствия требованиям НТД.

Логистика поставок согласуется с расписанием работ, а логистический департамент компании плотно взаимодействует с проектными менеджерами. ЦЕМЕНТУМ делает всё, чтобы поставка материала на объект осуществлялась своевременно и проект был реализован в срок.

Примеры проектов

ЦЕМЕНТУМ уже успешно применил технологию холодной регенерации на целом ряде проектов: так, в Калужской области с помощью КМВ DOROMIX Standard IV L была отремонтирована автодорога «Безымянная высота», ведущая к мемориальному комплексу. Ежегодно по ней проезжают более 10 000 человек из разных регионов страны, чтобы почтить память солдат, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны. Описанные выше сервисы позволили заранее проработать проект с лабораторией клиента: к моменту выхода на площадку состав был подобран, а клиент получил все необходимые документы и сроки были выдержаны.

В Самарской, Саратовской и Ульяновской областях с января 2021 по декабрь 2023 гг. с применением ресайклинга были отремонтированы десятки участков региональных и федеральных автодорог.  ЦЕМЕНТУМ проводил подбор составов, штамповые испытания, операционный и приемочный контроль качества без срыва сроков и с положительной обратной связью со стороны заказчика.