На совещании представители КФУ рассказали, как улучшить качество асфальтобетона, и предупредили, что без госденег развивать малотоннажную химию не получится. Менделеевский инжиниринговый центр предложил создать в республике центр пилотирования технологий, а резидент Иннополиса рассказал о дронопортах для нефтяников. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Последнее в 2023 году заседание совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг» (ТНХИ-Х) началось с темы, которая, кажется, никогда не перестанет быть актуальной — качество дорог. Улучшение асфальтобетонного покрытия — это один из «самых нужных» вопросов повестки, обозначил президент Татарстана Рустам Минниханов и пригласил к трибуне заведующего кафедрой технологии нефти, газа и углеродных материалов Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, профессора Алима Кемалова.
Объяснять вопрос не нужно, большой грузооборот и интенсивность дорожного движения приводят к необратимым процессам старения асфальтобетона, отметил ученый. Спикер вспомнил, как Минниханов несколько лет назад посещал лаборатории института и сказал, что «одной маленькой добавкой не решить сложную проблему качества». «Тогда [вы] подчеркнули, что надо думать дальше, каким-то образом подходить комплексно к этой задаче — усилению качества самого вяжущего материала, подумать и о минеральной части асфальтобетона», — напомнил профессор. Оказалось, с тех пор ученый постоянно думал над словами руководителя республики. И вот пришел наконец с докладом.
Как пояснил Кемалов, придумано множество добавок, которые дают «какой-то приплод в качестве». Но дело в том, что они не могут полностью решить проблему колейности и долговечности дорожного покрытия. Тут нужен комплексный подход. Ученые из КФУ пришли к выводу, что существенно улучшить качество дорожного покрытия можно через создание полимерно-битумных вяжущих с улучшенными адгезионными (сцепляющими) свойствами и «модернизацию» минеральной части асфальтобетона.
В чем особенности решения от КФУ? Окисленный битум и гудрон, которые зачастую используют в строительстве дорог, при высоких температурах склонны к интенсивному старению. А массового производства неокисленного битума в Татарстане, да и в России в целом нет. Выходом может стать разработка полимерно-битумных вяжущих компонентов на основе неокисленного остаточного нефтяного сырья. В «связке» с ними можно было бы применять адгезионную присадку «Биадор», которая совместима с разными минеральными материалами и битумами.
За два года в Татарстане уже использовали 2,7 тыс. т неокисленного битума, заметил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. Материал применяли, в частности, на дорожном покрытии в сторону аэропорта Казани. Эффективность такого асфальтобетона чиновник оценить затруднился, но при этом заверил, что «старение идет в меньшей степени, чем у окисленного битума».
«Проблема колейности… Конечно, на бетонные дороги надо переходить… — порассуждал вслух Минниханов. — Все это миллиардные деньги. Мы через каждые 3–4 года верхний слой меняем. Знаете, какие это деньги?! А интенсивность движения будет только увеличиваться. Нужно расширить экспериментальные площадки».
С идеей создать центр пилотирования технологий на совещание пришел гендиректор Менделеевского инжинирингового центра (создан на базе Российского химико-технологического университета (РХТУ) им. Менделеева) Ратмир Дашкин. Но сначала гость не упустил возможности рассказать, чем центр может помочь татарстанским химическим компаниям. Если кратко, МИЦ занимается организацией малотоннажных производств под ключ. В частности, помогает бизнесу реализовывать проекты в области химической технологии, обеспечивает создание новых материалов и технологий, сопровождает производства малотоннажной химии и решает задачи импортозамещения.
Что касается центра пилотирования технологий, то на этой площадке «можно было реализовывать новые технологии или обкатывать существующие с целью оптимизации», пояснил Дашкин. Объект поможет татарстанским компаниям оптимизировать процессы и выходить на новые технологии в кратчайшие сроки, расписывал спикер. «Потому что, если идти по классическому пути — разрабатывать пилотную установку для конкретного продукта, всегда уходит 2–3 года на создание оборудования, все работы и так далее. Модульное исполнение позволяет это сделать в более короткий срок — до одного года», — отметил он.
«Действительно, необходимо создать такой центр, — поддержал гендиректор ТНХИ-Х Рафинат Яруллин. — Мы обсуждали вопросы и по жирным кислотам, и по производству той же самой уксусной кислоты. Я считаю, что эта тема интересна для СИБУРа, „Аммония“ и „Нэфиса“».
Тему малотоннажной химии продолжил заведующий кафедрой Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Михаил Варфоломеев. Сегодня, по его словам, важная задача для нефтегазовой отрасли — наращивание производства в рамках специализированной малотоннажной химии. Годовой объем потребления такой продукции составляет сотни тысяч тонн, с каждым годом эта цифра растет, т. к. «ухудшается структура запасов, а объем добычи переносится в регионы с осложненными климатическими условиями». При этом доля импорта в малотоннажной химии — 80%, а по некоторым направлениям отечественных аналогов и вовсе нет.
КФУ активно разрабатывает рецептуры малотоннажной химии. «Здесь мы начинаем от лабораторных исследований [и доходим] до пилотного производства продукции, сопровождая промысловые испытания на месторождениях», — рассказал Варфоломеев. Ученые, например, освоили опытное производство катализаторов для нефтедобычи и реагентов для обработки скважин. В качестве «интересных продуктов» гость из КФУ также выделил наработки в области ингибиторов (веществ, подавляющих или задерживающих течение физиологических и физико-химических процессов) гидратообразования для борьбы с осложнениями при закачке газа на месторождениях в зоне вечной мерзлоты.
Без государственной поддержки работа в области малотоннажной химии невозможна, обозначил ученый. Он предложил рассмотреть вариант использования инструмента комплексных научно-технических программ (КНТП) в области малотоннажной химии. Другими словами, подключить федеральное финансирование. Сейчас в России реализуется три комплексные научно-технические программы, одна из них — по направлению «Нефтехимический кластер». Бо́льшую часть финансирования — 4,1 млрд рублей — составляют внебюджетные средства. Объем бюджетных средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составит 980 млн рублей. В реализацию проекта в рамках КНТП можно вовлечь татарстанские вузы, нефтедобывающие компании, производителей химии, рассуждал докладчик. «В результате мы можем получить целый пул продуктов, запустить производство на территории республики и создать ряд компаний, которые, с одной стороны, обеспечат рабочие места, а с другой — стабильный доход в бюджет Татарстана», — расхваливал Варфоломеев.
В статье используются материалы из источника:
https://www.business-gazeta.ru/article/617574