Ключевым отраслевым событием в области внедрения ИТС и цифровых технологий на транспорте в 2023 году стал VIII форум–выставка «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта».
Активное участие в организации и проведении форума и выставки приняли Минтранс России, Федеральное дорожное агентство, Госдума РФ, ФАУ «РОСДОРНИИ». Организатором мероприятия выступила ассоциация «Цифровая Эра Транспорта».
Наиболее обсуждаемыми темами стали проблематика и поиск наилучших решений в вопросах стратегии цифрового развития транспортного комплекса, актуализация программы внедрения ИТС в субъектах Российской Федерации в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», повышение безопасности дорожного движения и поддержание высокого уровня содержания автомобильных дорог.
Как отметил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов, активная совместная работа Минтранса России с регионами и транспортным сообществом страны позволяет оперативно находить ответы на вопросы в сфере навигации, развития беспилотного транспорта, кибербезопасности, в системе электронного документооборота. В числе самых известных проектов – мониторинг «ЭРА–ГЛОНАСС», навигационные электронные пломбы, государственная информационная система электронных перево-
зочных документов, ГИС «Такси», беспилотные логистические коридоры и другие. Успешное их внедрение способствует повышению качества транспортных услуг, обеспечению транспортной безопасности.
Одно из основных направлений, без которых глобальная цифровизация транспортного комплекса невозможна, – ежедневная работа по внедрению ИТС в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
– На данном этапе мы уже имеем единую платформу управления транспортной системой, и охватывает она не только крупные города, – отметил исполнительный директор ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков. – Однако вопрос в том, чтобы она была полностью работающей, чтобы это были не, скажем так, «витринные» данные, хотя сегодня во многих случаях это именно «витрина» данных, которыми полностью управлять нет возможности. Необходимо локальную систему соединить с системой верхнеуровневой. Тогда процесс пойдет гораздо интенсивнее.
После окончательного завершения работы по внедрению ИТС наступит этап содержания и эксплуатации ее подсистем. Для этого необходимо сформировать нормативную базу, в качестве которой должна выступить программа стандартизации. Она отразила бы планы работы на среднесрочную перспективу.
Как отметил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев, учреждение завершает работу по сопровождению и утверждению порядка 15 стандартов в области ИТС, разработка которых начиналась в 2021–2022 годах. Уже сегодня есть много положительных откликов по тому или иному стандарту.
Внедрение ИТС продолжается на протяжении трех лет, и пришло время оценить функционирование систем с практической точки зрения. В частности, в области дорожного строительства на базе собранных в единый комплекс дорожной, транспортной, технологической, сервисной и информационной инфраструктур.
В России растет число городов, участвующих в реализации программы по внедрению систем ИТС. Сегодня они установлены более чем в 50 субъектах. Ключевое назначение ИТС – адаптивное управление дорожным движением, автоматизация управления, эффективное принятие решений, развитие технологий будущего, в том числе запуск беспилотного движения. Увеличение числа регионов, где были бы установлены ИТС, могло бы идти быстрее, но пока что в полной мере процесс не налажен. Объективная причина, которая его тормозит, – это санкционное давление и последовавший за ним разрыв производственных, технологических и логистических цепочек, который, впрочем, в России успешно преодолевается. Когда возникли ограничения, вся отрасль задалась вопросом: насколько серьезными могут быть последствия?
– Мы готовились к худшему, но в действительности оказалось все не так плохо, поскольку мы не оказались в каком–то технологическом провале, – сказал Антон Журавлев. – Ключевую роль здесь сыграла политика Правительства РФ, Минпромторга России, и транспортная отрасль, которая в части цифровых технологий достаточно оперативно отреагировала на возникшие проблемы.
Глобальной проблематики, связанной с нехваткой какого–либо оборудования, которое раньше завозилось из так называемых недружественных стран, не наблюдается. В первую очередь потому, что произошла оперативная переориентация на рынки наших стран–партнеров, откуда поступает необходимая продукция. Нет проблем, связанных с разработкой софта. Можно с уверенностью сказать, что российская ИТ–школа – одна из лучших в мире, поэтому создание программных продуктов заметно выросло.


Кстати, о школе, а точнее, о подготовке специалистов для создания проектов информационно–технологических систем. Сегодня сотни вузов ведут подготовку специалистов в области транспортных информационных технологий, но результаты этой образовательной деятельности оставляют желать лучшего. Многие вообще не понимают, с чем связаны и что включают в себя ИТС. Как правило, такие вопросы возникают на местах, и поэтому в субъектах разные подходы ко всем этим вопросам, а толком разъяснить, что и как нужно делать, некому. Причина в том, что многие преподаватели далеки от специфики ИТС, используемых на транспорте. Поэтому необходимо, чтобы обучение в этом сегменте вели специалисты, относящиеся именно к транспортной сфере. Им проще преподнести учащимся теоретическую основу, подкрепив затем ее практикой.
Этими размышлениями с участниками форума поделился ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов. Он также отметил, что в системе образования есть хороший инструмент – магистерские программы. Программы двухлетние, они должны осваиваться конкретно с компаниями – производителями технологий, оборудования, что даст возможность сформировать конкретного специалиста под конкретного заказчика. РУТ такие программы реализует.
В части развития кадрового потенциала, повышения престижа профессий в области ИТС, создания возможностей для будущих специалистов на площадке форума прошел отраслевой ИT–марафон (хакатон) в сфере цифровизации транспортной отрасли. Шесть команд ведущих транспортных вузов страны и две команды московской школы № 444 в течение двух дней решали задачи по созданию инновационных направлений, мобильных сервисов и платформ в транспортной сфере.
– Проведение хакатона – отличная практика, – заметил Александр Климов. – В 2024 году для его проведения мы готовы предоставить площадку РУТ и надеемся, что в ИТ–марафоне примут участие не 8, а 80 команд. Мы готовы провести такое мероприятие с коллегами, организовавшими нынешний форум и выставку. А по итогам марафона будущего года победители получат путевки в реальные организации, где смогут теоретические знания подкрепить практическими навыками.
Однако разработки – разработками, но все еще открытыми остаются вопросы, связанные с микроэлектроникой, элементной базой, которая поступает извне, пусть даже из дружественных стран. По мнению экспертов, все это должно быть отечественным. В правительстве тема находится под контролем и делается все, чтобы эту часть отрасли максимально локализовать в стране.
Своим мнением относительно импортозамещения в дорожной отрасли поделился директор ассоциации «Р.О.С.Асфальт» Алексей Бунчик. На данный момент уже внедрены и успешно функционируют АСУДД, ИТС–технологии, всевозможные детекторы. Что касается оперативного внедрения, то здесь первое место занимает BIM–моделирование. Оно позволяет как заказчику, так и проектной и подрядной организациям заметно улучшить взаимодействие при строительстве и дальнейшем содержании объекта, значительно сократить сроки строительства, практически свести на нет бюрократическую процедуру.
Что касается дорожно–строительных материалов, то на 97% они отечественного производства. Остаток – лакокрасочные изделия, добавки и т.д. Но и эти ингредиенты асфальтобетонной смеси скоро будут выпускать в России. Отечественного производства сегодня и барьерные ограждения для обеспечения безопасности дорожного движения.
Немаловажным является также производство отечественной дорожно–строительной техники. Сейчас на стадии продаж подрядным организациям первый отечественный асфальтоукладчик, произведенный НПО «ГКМП». Техника прошла серьезные испытания в компании «Трансстроймеханизация».
Планируется производство отечественных дорожных фрез, которые в России никогда не выпускались, а также перегружателей асфальтобетонных смесей – их тоже никогда не было отечественного производства.
Современную автомобильную дорогу уже невозможно рассматривать без ИТС, они являются ее компонентной базой.
– ИТС доказывали и продолжают доказывать свою экономическую эффективность и социальную значимость, – отметил директор государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Безопасный регион» Алексей Тархов. – За счет применения инновационных технологий наблюдается повышение уровня безопасности дорожного движения, степень прогнозирования потенциальных аварийных ситуаций становится намного выше, сокращается время для принятия опережающих решений по их предотвращению и т.д.
ГБУ «Безопасный регион» расширяет свои возможности в реализации ИТС, активно сотрудничая с пензенскими ИТ–компаниями, которые специализируются на разработке и внедрении автоматических систем управления дорожным транспортом, исходя из текущей обстановки в агломерации. Совместно разработанные детекторы транспорта интегрированы в единую платформу, которая работает на базе созданного ГБУ «Безопасный регион» Центра организации дорожного движения.
Эксперты высоко оценили уровень цифровизации дорожного хозяйства Тюменской области. Практика региона вошла в топ–10 лучших в стране.
Как отметил директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов, отрадно, когда эксперты высоко оценивают достижения региона, где идет постоянная работа над улучшением и развитием автоматизации процессов управления дорожным движением, что положительно сказывается на повышении уровня безопасности на дорогах.
Региональная навигационная система формировалась на протяжении довольно длительного времени и к моменту появления нацпроекта «Безопасные качественные дороги» практически была готова. В 2022 году в Тюменской городской агломерации в полной мере заработала интеграционная платформа, в которую загружены данные сотовых операторов. В число реализованных мероприятий входит интеграционная платформа с модулями выдачи транспортных разрешений, транспортного прогнозирования и цифрового двойника. Также подключены подсистемы диспетчерского управления транспортом служб по содержанию и обслуживанию дорог, метеомониторинг, служба по мониторингу транспортных потоков. Очень важной для профилактики и предотвращения ДТП и ЧС является установка на перекрестках и оживленных улицах Тюмени порядка 200 цифровых камер, которые предоставляют вполне объективную информацию о различных происшествиях с распознаванием их видов.
Еще одним призером форума и выставки стала ИT–компания «КСОР». Она представила свою основную разработку – систему мониторинга состояния водителя на базе искусственного интеллекта и компьютерного зрения «Антисон».
Система позволяет уменьшить количество ДТП из–за потери внимания водителем, снизить потенциальную угрозу жизни участников дорожного движения, обеспечить контроль за персоналом и его безопасность, уменьшить расходы на ремонт поврежденной техники и покупку новой. «Антисон» анализирует поведение и состояние водителя, распознает потенциально опасные события, такие как засыпание, усталость, курение, разговор по телефону, отвлечение внимания и другие, мгновенно оповещает о них водителя и диспетчера, а также записывает и хранит данные на удаленном сервере.
За свою инновационную разработку ИТ–компания «КСОР» была награждена премией журнала «Интеллектуальные транспортные системы России». Премия призвана поддержать развитие потенциала отечественных технологий и разработок в области ИТС, интеллектуальной транспортной инфраструктуры, мобильных сервисов для пассажиров, а также стимулировать инновационную активность молодых ученых, исследователей и управленцев.
Оригинальным было начало выступления руководителя Ассоциации «РАДОР» Игоря Старыгина. Зачитав приветствие, он вдруг отметил, что здесь по сценарию должны быть аплодисменты, чем вызвал оживление в зале, и аплодисменты прозвучали. Однако эксперт тут же пояснил свое неожиданное заявление: прочитанное им приветствие было сгенерировано искусственным интеллектом в нейросети «Яндекс», которой и должны быть адресованы аплодисменты.
– Одним из вопросов повестки дня территориальных органов управления автомобильными дорогами является обеспечение сохранности автодорог посредством эффективной работы автоматических пунктов весогабаритного контроля, – продолжил Игорь Старыгин. – В рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» этот вопрос крайне актуален. Сегодня он частично решается за счет 28 пунктов, установленных на федеральных трассах. Еще 386 пунктов установлены на территориальных дорогах 52 субъектов. Системы позволяют практически полностью исключить коррупционные риски. Однако, кроме положительных моментов, имеют место моменты, отрицательно влияющие на бесперебойную работу оборудования. В частности, это санкционное давление, исходя из которого нужно оперативно решать вопросы технологического суверенитета, развития российских систем, направленных в том числе на уменьшение нагрузок на дороги при их эксплуатации. Необходимо также создать новое программное обеспечение, которое осуществляло бы работу элементов систем фотовидеофиксации в комплексе. Это позволит бороться как минимум с одним из самых распространенных зол – сокрытием государственных регистрационных знаков.
Работы в этом направлении ведутся, и к концу 2024 года на федеральных трассах должны быть установлены 135, а на региональных дорогах – порядка 560–600 комплексов.

В статье используются материалы из источника:

https://transportrussia.ru/razdely/it-tekhnologii/10688-s-tsifroj-nado-byt-na-ty.html